Председатель КНР Си Цзиньпин обеспокоен ослаблением бдительности чиновников за годы процветания, что, на его взгляд, повышает опасность распада «в советском стиле», пишет The Economist. Даже после 12 лет у власти, в течение которых Си проводил чистки потенциальных соперников в высших рядах партии и вел беспощадные идеологические кампании, чтобы обеспечить абсолютную лояльность ее членов, он далек от удовлетворения.
Последние несколько лет выдались для Китая тяжелыми. В 2022 году произошел хаотичный отказ от политики «нулевой терпимости» к Covid, и с тех пор национальная экономика демонстрирует только вялое восстановление, несмотря на отчаянную попытку возродить рост путем активного стимулирования. На фоне уныния часто звучат напоминания о распаде СССР: надо предупредить чиновников о необходимости быть начеку в отношении долгосрочных постоянных опасностей.
«Исторический нигилизм»
В конце 2021 года, вблизи 30-й годовщины распада СССР, в Китае начался показ пятисерийного документального фильма, который осуждал «исторический нигилизм» — партийную критику «ужасов» сталинизма и маоизма. В нем советского лидера Никиту Хрущёва обвинили в том, что он задал тренд своей «секретной речью» 1956 года, в которой раскритиковал культ личности Сталина. Это «разожгло огонь нигилизма», подчеркивалось в фильме.
«Мы всегда должны быть начеку и полны решимости решать особые задачи, с которыми сталкивается такая крупная партия, как наша, чтобы сохранить поддержку народа и укрепить наши позиции как долгосрочной правящей партии», — сказал он собравшимся.
«Особые задачи»
Фраза «особые задачи большой партии» с тех пор стала лейтмотивом партийной пропаганды. После партийного съезда было опубликовано множество книг с этими словами на обложке, в том числе как минимум три в этом году. Штамповались статьи на эту тему, а в июле государственное телевидение показало двухсерийный документальный фильм о том, как избежать краха. Его первая часть как раз была посвящена теме «особых задач».
Си тоже продолжил использовать выражение «особые задачи». Это стало темой его секретной речи, которую он произнес в январе 2023 года в Центральном комитете партии. Частично она была опубликована в марте 2024 года.
По мере того как партия становится больше, некоторые могут образовывать небольшие клики или фракции или вести себя так, что это подрывает единство партии и ее боевую мощь. Крепость легче всего разрушить изнутри. Единственные, кто может нас победить, — это мы сами.
Большинство аналитиков сходятся во мнении, что на сегодняшний день в партии нет явных признаков раскола, но их появление явно беспокоит Си.
В обширном массиве литературы о распаде СССР, которую Китай выпустил с 1990-х годов, при Си произошло смещение акцентов: сторонники Дэн Сяопина используют судьбу Советского Союза, чтобы дать отпор идеологам в партии, которые считали экономические реформы Сяопина предательством марксизма. Подобный догматизм, утверждают они, разрушил советскую экономику, подогрев общественное недовольство, которое ускорило распад страны.
Впрочем, Си, похоже, больше зациклен на утрате КПСС идеологической и организационной дисциплины. Это очевидно из огромных усилий, которые он приложил для восстановления КПК на низовом уровне, для усиления ее присутствия в частных фирмах и для обеспечения полного подчинения членов партии его командам.
После распада СССР Дэн и его непосредственные преемники отказались от разговоров о политических реформах, но терпели ограниченные эксперименты, например разрешали небольшим неправительственным организациям (НПО) помогать «жертвам несправедливости». Си подавил гражданское общество.
Передача власти
В Китае мало освещают проблему, как обеспечить передачу власти, когда лидер государства уходит в отставку или умирает. в 2010 году, за два года до прихода к власти Си, в Китае была опубликована книга «Правда о Советском Союзе: 101 важный вопрос». В ней поднималась тема борьбы за престолонаследие. В книге говорилось, что выбор лидеров в СССР определялся «жесткой внутренней борьбой за власть, которая велась горсткой старейшин за кулисами или даже разрешалась путем партийных переворотов».
Си, похоже, не извлек уроков: он не проявил никакого интереса к подготовке преемника и изменил неписаные правила, чтобы править столько, сколько ему заблагорассудится. Окончательный переход к Китаю после Си может вновь вызвать воспоминания о бурной истории Советского Союза.