
НАТО запускает миссию по патрулированию в Балтийском море для обеспечения безопасности инфраструктуры. Это вызвано недавними повреждениями подводных кабелей. Главы государств региона намерены «пресекать любые попытки саботажа» на Балтике, а также принимать меры против «любых подозрительных судов, которые обходят санкции и угрожают безопасности». Зачем НАТО усиливает свое присутствие на Балтике на самом деле — в материале военного обозревателя «Газеты.Ru» Михаила Ходаренка.
Оперативное командование НАТО (Allied Command Operations, ACO), ответственное за планирование и проведение всех операций НАТО, создает систему Baltic Sentry в Балтийском море для предотвращения любых попыток нанести ущерб критически важной подводной инфраструктуре государств-участников Североатлантического альянса в этом регионе. Это вызвано недавними повреждениями подводных кабелей.
«Baltic Sentry будет осуществлять целенаправленное сдерживание по всему Балтийскому морю и противодействовать дестабилизирующим действиям», — заявил верховный главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генерал ВС США Кристофер Дж. Каволи. В миссии Baltic Sentry будут задействованы фрегаты и патрульные самолеты, а также флот морских безэкипажных катеров.
Обрывы кабеля.
17−18 ноября 2024 года поступило сообщение об обрыве подводного кабеля связи телекоммуникационной компанией Telia Lietuva между Литвой и Швецией. Чуть позже был поврежден кабель связи C-Lion1, соединяющий Финляндию с ФРГ. В начале декабря 2024 года зафиксирован разрыв оптоволоконных кабелей телекоммуникационной компании GlobalConnect между Швецией и Финляндией.
25 декабря был поврежден кабель EstLink 2, обеспечивающий передачу электроэнергии между Эстонией и Финляндией. А 14 января в Балтийском море зафиксирован обрыв еще одного подводного кабеля, соединяющего Швецию, Литву, Германию и Финляндию.
На этот раз терпение у балтийских государств-участников Североатлантического альянса лопнуло, и в Хельсинки состоялся саммит союзников по НАТО на Балтийском море. На нем президент Финляндии Александр Стубб, премьер-министр Эстонии Кристен Михал, премьер-министр Дании Метте Фредериксен, федеральный канцлер Германии Олаф Шольц, президент Латвии Эдгар Ринкевич, президент Литвы Гитанас Науседа, премьер-министр Польши Дональд Туск и премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон в присутствии генерального секретаря НАТО Марка Рютте и исполнительного вице-президента Европейской комиссии Хенны Вирккунен выступили с совместным заявлением.
«Мы приветствуем тот факт, что НАТО приступило к осуществлению мероприятий повышенной бдительности Baltic Sentry для улучшения ситуационной осведомленности и сдерживания враждебных действий. Мы приветствуем усилия союзников по развертыванию дополнительных сил и средств на море, в воздухе, на суше и под поверхностью моря для повышения бдительности и сдерживания», — отметили главы государств Балтийского моря.
В заявлении отмечается, что страны «полны решимости сдерживать, выявлять и пресекать любые попытки саботажа».
При чем тут «теневой флот»?
В числе прочего в документе говорится: «…использование Россией так называемого теневого флота представляет особую угрозу морской и экологической безопасности в регионе Балтийского моря и во всем мире. Эта предосудительная практика также угрожает целостности подводной инфраструктуры, увеличивает риски, связанные со сброшенными в море химическими боеприпасами, и в значительной степени способствует финансированию незаконной агрессивной войны России против Украины». И на это стоит особо обратить внимание.
Какая связь между обычным танкером и целостностью подводной инфраструктуры — понять практически невозможно. Еще труднее связать транспортировку нефтепродуктов с когда-то сброшенными в море химическими боеприпасами.
А вот далее в совместном заявлении саммита союзников по НАТО на Балтийском море предлагаются вполне конкретные меры: «Мы сохраняем за собой право, в соответствии с международным правом, ~принимать меры против любых подозрительных судов, которые обходят санкции и угрожают нашей безопасности~, инфраструктуре и окружающей среде. В тесном сотрудничестве с прибрежными государствами мы усиливаем наблюдение за судами, включая проверку страховых свидетельств».
Остается уточнить — а как в НАТО представляют эти действия практически? Высадку на «подозрительные суда» абордажных партий? Однако гражданские суда в открытом море под флагом или с опознавательным знаком России являются территорией нашего государства. И ~ «проверка страховых свидетельств» легко может закончиться перестрелкой~, которая повлечет за собой непредсказуемые последствия.
И самое главное — терпение-то у союзников по НАТО на Балтийском море, может, и лопнуло. Но непосредственные виновники повреждения подводных кабелей балтийских государств до сих пор не установлены и к ответственности, разумеется, не привлечены. А танкерный флот — вот он, под рукой. В целом в качестве вывода можно сказать и так: после подобных заявлений воды Балтийского моря начинают стремительно нагреваться, если не закипать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Биография автора:
Михаил Михайлович Ходаренок — военный обозреватель «Газеты.Ru», полковник в отставке.
Окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище (1976),