Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
6 августа 2011, источник: Вести.Ru

Ракета «Ангара»: два года до старта

95 лет назад здесь начали выпускать первые российские автомобили «Руссо-Балт». С середины 20-х прошлого столетия на заводе было налажено производство тяжелых бомбардировщиков. В конце 50-х перешли на ракетную технику.

Здесь были созданы орбитальные комплексы «Салют» и «Мир», самая мощная ракета России «Протон». Сегодня в Государственном космическом центре имени Хруничева создают новое перспективное семейство ракет-носителей «Ангара». Первый запуск планируется в 2013 году с космодрома Плесецк.

Черные трубы, металлические корпуса, и не понять, что это самый новый космический носитель России, ракета «Ангара». «Идет отдельная сборка сухих отсеков “Ангары”, собираются баки и потом сухие отсеки стыкуются “О” и “Г”, — рассказывает начальник цеха ГКНПЦ имени Хруничева Валерий Греков.

Начальник цеха Валерий Греков, переходя на не совсем понятный техническо-космический язык, рассказывает о новой ракете. “О” — это бак окислителя. “Г” — бак горючего. На пальцах объясняет устройство ракеты будущего.

“Сама система уникальная. Она как револьвер может заряжаться: 7 патронов, 5, 1, 2 патрона”, — продолжает Валерий.

Это будет самая эффективная, многоцелевая ракета. Ее, как матрешку, будут собирать из модулей. От легкой — с подъемной массой спутника до 5 тонн — до тяжелой, способной вывести на геостационарную орбиту аппарат в 15 тонн. Цикл сборки ракеты “Ангара” — всего 4 месяца.

“Заказы спутников могут быть разными: легкий и тяжелый, все зависит от заказчика, — поясняет Валерий. — Закажут средний, будет средняя ракета, закажут легкий — будет легкая”.

Новый цех для сборки “Ангары” в государственном космическом центре имени Хруничева. Почти 20 тысяч квадратных метров. Редкая возможность увидеть такое помещение пустым. Вскоре здесь будут собирать 5 —6 ракет одновременно. В подтверждение этому слова начальника производства ГКНПЦ имени Хруничева Василия Зырина: “На этот рельсовый путь будут подаваться вагоны, и готовые ступени ракеты будут отгружаться и следовать на космодром”.

В перспективном семействе ракет-носителей “Ангара” — несколько модификаций — от легкой до тяжелой, но способных взлетать с одного стартового комплекса.

“Ангара” взяла все самое лучшее от ракеты “Протон”. Это вовсе не значит, что “Протону” настало время уходить с пускового олимпа. У самой мощной ракеты России “Протона-М” впереди этап модернизации. Подробнее об этом Владимир Нестеров, генеральный директор ГКНПЦ имени Хруничева: “Мы сделали „Протон“ наполовину композитным, наполовину металлическим, поставили новые аккумуляторы, увеличили тягу двигателей первой ступени, форсировали. Всего — почти 70 новых технологий”.

Прошлый год стал рекордным по количеству пусков ракеты “Протон-М”. Все больше иностранных заказчиков выбирают именно этот надежный носитель для доставки своих аппаратов в космос. Нынешний год не исключение. Впереди у “Протона” не меньше шести стартов.

В сборочном цехе центра Хруничева кипит работа. К отправке на Байконур готовится очередная ракета. Здесь же собирают летную модель МЛМ — многофункционального лабораторного модуля. Дело за малым — установить мишени и стыковочные антенны.

“Когда происходит стыковка, идет ориентация на антенну, без антенн стыковка практически невозможна”, — отмечает монтажник Кирилл Семин.

Черно-белая антенна и ловушка — на каждом российском корабле. С ее помощью в ручном и в автоматическом режиме причаливают к станции. В будущем году МЛМ, который уже окрестили модулем “Наука”, будет доставлен к МКС все тем же проверенным и надежным “Протоном”, сегодня основным строителем орбитального дома. А первый запуск “Ангары” планируется в 2013 году с космодрома Плесецк.