
Германия впервые со времен Второй мировой войны начала размещение своих войск на постоянной основе в другой стране. Бригада численностью 5 тысяч человек будет развернута в Литве около границы с Белоруссией. Какие задачи может выполнять эта бригада, способна ли она укрепить восточный фланг НАТО и почему ее размещение — это просто политический жест — в материале военного обозревателя «Газеты.Ru» Михаила Ходаренка.
Задачи немецкой бригады.
Германия приступает к передислокации танковой бригады численностью 4,8 тыс. военнослужащих (плюс 200 гражданских сотрудников) на территорию Литвы в целях укрепления восточного фланга НАТО. Об этом сообщает издание Politico. Журналисты отметили, что это ~первое постоянное развертывание немецких войск в другой стране со времен Второй мировой войны.~
45-я танковая бригада (Panzerbrigade 45, PzBrig 45) под командованием бригадного генерала Кристофа Хубера из состава 10-й танковой дивизии бундесвера будет размещена на военной базе в городке Руднинкай, расположенном в 30 км к югу от столицы Литвы Вильнюса. В состав соединения войдут 122-й танково-гренадерский батальон (44 БМП Puma), 203-й танковый батальон (44 танка Leopard 2A7), 455-й дивизион самоходной артиллерии, ряд других подразделений.
«У нас есть четкая задача: обеспечить защиту, свободу и безопасность наших литовских союзников на восточном фланге НАТО. При этом мы также защищаем территорию НАТО и саму Германию». — сказал бригадный генерал Хубер.
Начнем с того, что весьма большое недоумение вызывает боевая задача 45-й бригады, столь своеобразно изложенная командиром германского соединения (да еще плюс ко всему военачальник бундесвера считает эту задачу «четкой»).
Бригадам никогда не ставится задача обеспечить «свободу и безопасность», да еще и к тому же союзников. Это сугубо политическая задача и она может быть сформулирована на уровне глав государств вооруженным силам в целом, а отнюдь не бригадам.
Командир соединения должен получить боевую задачу, преобладающими словами в которой, к примеру, будут: «с утра (дата, часы) прорвать оборону противника на глубину частей первого эшелона и развить наступление в общем направлении на (наименование населенного пункта), при обнаружении отхода организовать преследование отступающего противника, стремительно продвигаясь в общем направлении на (наименование населенного пункта), обходя узлы сопротивления, к (дата, часы) выйти на рубеж (населенные пункты)».
В общем, бригадный генерал Кристоф Хубер выступил явно не по должности.
Да и к тому же ~одной 45-й танковой бригадой с точки зрения оперативного искусства восточной фланг НАТО явно не укрепить~, тем более защитить территорию НАТО и саму Германию (по словам командира германского соединения). Так что предстоящая передислокация 45-й бригады, скорее сугубо политический жест, чем действие оперативно-стратегического порядка.
А теперь самое главное, что полностью обессмысливает передислокацию этой танковой бригады — ~на Литву никто не собирается нападать, хотя этим вторжением просто грезит политический класс балтийской республики. ~
Президент России Владимир Путин неоднократно заявлял, что не собирается воевать с НАТО. «Вот напридумывали, что Россия хочет напасть на НАТО. Вы сбрендили совсем, что ли? Тупые, как этот стол. Кто это придумал? Это чушь, бред собачий», — говорил ранее Верховный главнокомандующий Вооруженными силами России.
А хороша ли бригада?
И, наконец, несколько слов об организационно-штатной структуре сухопутных войск.
В состав российской дивизии (мотострелковой, танковой) входят полки (мотострелковые, танковые, зенитные ракетные, самоходно-артиллерийские) и отдельные батальоны (разведывательный, РЭБ, связи, инженерно-саперный, РХБЗ, мед, материального обеспечения, ремонтно-восстановительный).
В составе бригады вместо полков уже батальоны, а вместо отдельных батальонов — роты и дивизионы. Если в дивизии медсанбат, то в бригаде уже рота, если в дивизии ремонтно-восстановительный батальон, то в бригаде уже только рота. То есть боевые возможности бригады по сравнению с дивизией существенно ниже.
А вот в бундесвере как-то иначе. У них в составе той же 10-й танковой дивизии (из состава которой и планируется выделить 45-ю тбр) полков нет, а только бригады. Правильно это или нет — вопрос вроде дискуссионный.
Но вот что тут самое главное. Оргштатная структура 10-й танковой дивизии боями не проверена. А штаты российских дивизий и бригад годами демонстрировали свою жизненность и функциональность в многочисленных сражениях. Так что бундесверу надо, наверное, присмотреться к своим дивизиям и бригадам.
Даже ВСУ на четвертый год войны начали переформировывать свои бригады в дивизии и корпуса. А ведь раньше украинским военачальникам казалось, что все, что исходит от Запада — это луч света по сравнению с темным царством Востока. Оказалось, что не совсем так. Точнее, совсем не так.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Биография автора:
Михаил Михайлович Ходаренок — военный обозреватель «Газеты.Ru», полковник в отставке.
Окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище (1976),