Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
16 августа 2011, источник: Газета.Ру, (новости источника)

Физкультуру смешают с фитнесом

С началом нового учебного года в школах начнет меняться подход к занятиям физкультурой: учителей отправят на переподготовку, а содержание самих уроков будет существенно обновлено. Число занятий в неделю будет увеличено, мальчики и девочки, по возможности, будут заниматься физкультурой отдельно. На помощь физрукам придут спортивные федерации фитнеса и гимнастики.

В среду Минобрнауки подписало соглашения о взаимодействии с Общероссийской общественной организацией «Всероссийская Федерация художественной гимнастики» и Общероссийской общественной организацией «Федерация фитнес-аэробики России». Уже с нового учебного года они будут активно помогать школьным физрукам. «Мы готовы делиться своим опытом и помогать реформировать систему образования», — сказала «Газете.Ru» президент Общероссийской общественной организации «Федерация фитнес-аэробики России» Ольга Слуцкер.

Теперь спортивные федерации на законных основаниях смогут напрямую передавать в школы свои методики, проводить семинары и мастер-классы для учителей физкультуры и принимать участие в формировании школьной программы.

«Я надеюсь, что аналогичные соглашения будут подписаны с федерациями футбола, баскетбола волейбола и другими ключевыми популярными федерациями», — добавляет Слуцкер. Цель подобного слияния образования и спорта — пробудить у школьников интерес к урокам физкультуры, сделав их более современными.

Исследования показывают, что каждый год здоровье школьников ухудшается. По данным Минздравсоцразвития, каждый пятый ученик имеет хроническую патологию, а у половины детей зафиксированы те или иные функциональные отклонения. По мнению экспертов из того же Минздрава, причинами столь сильного падения показателей здоровья нации является малоподвижный образ жизни, перегруженность учебной программы, несбалансированность питания, плохая экология и отсутствие общей культуры здорового образа жизни в российских семьях.

Прошлым летом в Минобрнауки был создан Департамент развития системы физкультурно-спортивного воспитания, который отвечает за спортивные реформы в образовательных учреждениях. «Наша основная задача – это развитие физкультуры и спорта в учреждениях всех типов и видов, начиная с дошкольных и заканчивая вузами. Прежде всего, это обновление содержания и изменение философии урока. Очень важно, чтобы урок стал интересен для детей, чтобы учителям было в радость работать, чтобы появилось новое оборудование, новая материально-техническая база», — рассказала «Газете.Ru» начальник отдела развития физической культуры и спорта в учреждениях общего образования Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Минобрнауки Елена Возжаева.

По словам чиновницы, до недавнего времени уроки физкультуры проводились по планам 30 летней давности, но теперь правила изменились.

«Существуют требования нового стандарта, где зафиксированы результаты, которых должен достичь каждый ученик, также есть примерные программы для уроков. А само наполнение занятий регулируется на уровне рекомендаций, пособий и примерных программ. Жестких требований к содержанию урока нет. Мы постарались на ступени общего образования заложить некие современные требования подходов к урокам физкультуры, какие-то основы мы оставили неприкосновенными – это элементы легкой атлетики, игровые виды спорта: волейбол, баскетбол», — поясняет Возжаева.

По действующим правилам, учитель физкультуры самостоятельно разрабатывает свою собственную годовую программу для уроков (с учетом рекомендаций Минобрнауки или без них), а директор школы ее должен утвердить. Но в любом случае содержание поурочного плана должно способствовать достижению требований, прописанных в стандарте. Спортивные достижения школьников оцениваются в конце года по специальным тестам.

«К примеру, старшеклассницы весь год занимаются разными направлениями фитнеса, а по итоговым тестам их результаты даже выше чем у детей, которые учатся по обычным программам», — уточняет чиновница.

В планах профильного департамента – создание на базе каждой школы нескольких «опорных» видов спорта с учетом климатических условий, инфраструктуры и степени развития того или иного вида спорта в регионе.

«К примеру, в Мордовии развита спортивная ходьба, в каком-то другом регионе – другой вид спорта. У школы будет право выбора, но в основном мы делаем акцент на олимпийских видах спорта. Главное, чтобы к этому был интерес и были созданы соответствующие условия для занятий», — говорит руководитель Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Александр Парщиков.

В прошлом году приказом Минобрнауки в общеобразовательных школах был введен третий урок физкультуры. Но школы не спешат исполнять эту директиву, поскольку не везде для этого созданы соответствующие условия.

Пока что ситуация выглядит весьма плачевно, поскольку в большей части школ спортивные нужды всегда финансировались по остаточному принципу. Но министр образования настроен оптимистично. «У нас реализуется очень серьезный проект: на два года в школы перечислено 120 миллиардов рублей и эти деньги в том числе должны пойти на закупку оборудования для физкультуры и спорта, а так же на переподготовку учителей физкультуры, это оговорено», — пояснил Андрей Фурсенко «Газете.Ru».

Помимо реформирования инфраструктуры и содержания самого урока в совместных планах Минобрнауки и спортивных федераций развитие дополнительного спортивного образования в школах, но тут существует ряд проблем. Дополнительные спортивные секции в большинстве школ – платные, и в Москве посещение лишь одного кружка обойдется от 1000 до 2500 рублей в месяц. Не каждая семья готова платить такие деньги за спортивную секцию.

«По нашему законодательству плата за дополнительные секции и кружки – это компетенция школы, мы, в свою очередь,общаемся на самом высоком уровне в регионах и очень просим, чтобы секции и творческие кружки были бесплатными для школьников, но, к сожалению, по закону школа сама вправе решать, каким образом будет организован и учебный, и внеучебный процесс», — уточняет Елена Возжаева.

Тем не менее, представители спортивных федераций настроены довольно оптимистично и считают, что даже если школьники смогут полноценно заниматься физкультурой три раза в неделю – этого будет достаточно на первых порах. Уже намечен ряд определенных шагов.

«В начальных классах нужно ввести уроки ритмической гимнастики для мальчиков и для девочек, это будет оптимальным вариантом. Единственная проблема – это обучение педагогов, которые должны иметь спортивную направленность и уметь интересно преподать урок. Мы будем налаживать систему обучения: они должны пройти подготовку и получить сертификат», — поделилась ближайшими планами президент «Всероссийской Федерации художественной гимнастики» Ирина Винер.

Ожидаются изменения и в организационном подходе к урокам.

Третий час физкультуры планируется проводить отдельно для мальчиков и девочек.

«Подход к занятиям будет более индивидуальный, перед нами стоит стратегическая задача изменения отношения самих ребят к уроку. В первую очередь нужно, чтобы он был интересен, чтобы они шли на урок с удовольствием», — поясняет Ольга Слуцкер.

По информации руководителя Департамента развития физвоспитания Парщикова, программа совместных слаженных действий Минобрнауки и спортивных федераций будет готова к новому учебному году. И дальше все будет зависеть от руководителей и коллективов школ. «Не надо ждать, что завтра все изменится, но мы рассчитываем, что лед тронется», — надеется Парщиков.

Автор: Наталья Зиганшина