Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
31 августа 2011, источник: Деловая газета ВЗГЛЯД, (новости источника)

Запускать в космос в России будут по-новому

Аварийный запуск ракеты «Союз-У», в результате которого был утерян космический грузовик «Прогресс М-12М», стал поводом для системных изменений в работе Роскосмоса и космической отрасли в целом – вплоть до того, что космическая программа может быть вернуться в рамки гособоронзаказа. Замглавы Роскосмоса рассказал в среду, как теперь будут осуществляться космические запуски.

Системные изменения

В среду статс-секретарь, заместитель руководителя Роскосмоса Виталий Давыдов рассказал журналистам о перспективах российской космонавтики в свете последних аварийных запусков космических аппаратов.

Чиновник подтвердил, что в связи с ЧП ведомство приняло решение изменить сроки отправки и возвращения экспедиций.

«Возвращение экипажа с 8-го числа мы чуточку передвинем. Старт следующей экспедиции на МКС с 22 октября мы также чуть-чуть перенесем, чтобы до этого осуществить проверочный непилотируемый запуск ракеты “Союз”», — сказал Давыдов.

По его словам, отныне перед каждым пуском все подготовительные работы будет проверять специальная комиссия.

«Каждый пуск отныне будет сопровождаться работой специальной комиссии, которая дотошным образом будет проверять все шаги разработчиков и изготовителей», — сказал он, передает РИА «Новости».

Кроме того, руководство Роскосмоса приняло решение о создании независимой от производителей структуру для проверки ракетных двигателей и другого космического оборудования. «Сейчас проверка двигателей проходит на предприятиях-изготовителях, – пояснил Давыдов. – Чтобы быть более уверенными, нужен полностью независимый инструмент проверки».

Он сообщил, что в одном из предприятий в структуре Роскосмоса будут размещены специальные стенды, где будет проводиться объективная независимая проверка двигателей.

«Кроме того, мы решили, что работы, связанные с запуском ракет-носителей, должны быть сконцентрированы в одном предприятии — Центре эксплуатации наземной космической инфраструктуры. Теперь за каждый запуск полностью будет отвечать это предприятие», — заключил представитель Роскосмоса.

Изменения произойдут и в работе предприятий космической отрасли, рассказал замглавы ведомства. «Было много разговоров о том, чтобы предприятия отвечали за свои недоработки. Но нам очень трудно предъявлять финансовые претензии к предприятиям, оборот которых составляет полмиллиарда рублей в год, а неприятности, которые они причинили, обходятся в несколько миллиардов. Это будет означать, что эти предприятия просто перестанут существовать», — сказал Давыдов.

Однако, по его словам, сейчас в отрасли происходит укрупнение предприятий, создание больших интегрированных структур, которые будут нести «в том числе и ресурсную ответственность».

Давыдов напомнил, что ранее космическая программа выполнялась на тех же условиях, что и гособоронзаказ, и в его рамках, но потом была выведена за них.

«Сейчас мы прорабатываем вопрос о возможности возвращения космической программы в рамки гособоронзаказа», – сообщил чиновник.

В Роскосмосе считают целесообразным включить в гособоронзаказ и Федеральную целевую программу по созданию глобальной навигационной системы (ГЛОНАСС).

«Будет более правильным возвращение федеральной космической программы и федеральной целевой программы ГЛОНАСС в лоно государственного оборонного заказа», – сказал Давыдов.

По его словам, это позволит Роскосмосу решить многие вопросы. «Когда есть формальные моменты, связанные с финансированием и с отчетом об изготовлении той или иной продукции, выполнение плановых сроков — это будет в большей степени нас дисциплинировать», — замглавы ведомства.

Виталий Давыдов также сообщил, что в Роскосмосе будут подготовлены предложения по выделению средств из федерального бюджета на страхование космических аппаратов. По его словам, руководитель ведомства поднял этот вопрос на заседании бюджетной комиссии во вторник.

«Мы нашли понимание, и министерство экономики, и министерство финансов нас поддержало, и сейчас мы будем готовить предложения о том, как же осуществлять страхование тех аппаратов, которые мы запускаем в интересах федерального бюджета. Мы рассчитываем, что эта проблема будет решена», — сказал Давыдов.

Он отметил, что ранее в качестве решения проблемы с выделением средств на страхование аппаратов предлагалось разработать и принять специальный закон о космическом страховании.

«Мы разработали такой закон. Но когда мы его начали согласовывать, в министерствах финансово-экономического блока мы не нашли поддержки, и он был отложен. На сегодняшний день мы не можем официально выделить средства из бюджета на страхование», — сказал Давыдов.

Он добавил, что в случае пилотируемых программ и запусков по программе МКС ведомству удалось получить средства на создание резервных кораблей, что позволило уменьшить интервал готовности аппаратов.

«Человеческий фактор»

Что касается причин аварии, сообщил представитель Роскосмоса, то они официально будут названы через одну-две недели, когда комиссия по расследованию завершит работу.

При этом Давыдов признался, что аварийная комиссия установила причину падения —носителя «Союз-У» с космическим грузовиком «Прогресс М-12М», и эти выводы не подтверждают наличие системного кризиса в отрасли.

«Причина может быть производственного плана, на сегодняшний день она ясна», — сказал он.

«Серьезного системного кризиса в отрасли мы не видим», — добавил Давыдов.

Чиновник заверил, что виновные в неудачном запуске будут уволены. Он не уточнил, какие именно должностные лица будут наказаны, отметив, что пока разбирательство ведется и Роскосмос обязательно проинформирует прессу и общественность обо всех кадровых решениях.

«Причина всех ЧП не в конструкции ракетно-космической техники, что очень важно, и даже не в производственных дефектах. А, скорее, это проблемы организационные. Контроля содержания работ – я бы так это сформулировал. Проблема в человеческом факторе», – отметил Давыдов.

Без одежды не останутся

Виталий Давыдов сообщил, что российские космонавты, находящиеся на МКС, не испытывают затруднений в связи с аварией грузового корабля. При этом он опроверг заявления менеджера НАСА по программе МКС Майкла Саффредини, по словам которого, «у одного из российских космонавтов на МКС могут возникнуть сложности из-за нехватки одежды, которая на МКС является “одноразовой”: ее не стирают, а после нескольких дней ношения отправляют вместе с мусором на “Прогрессе” на Землю».

«Проблем с одеждой нет, – заверил Давыдов. – Более того, я скажу, у нас ее там столько, что мы ее раздавать можем. Иногда кое-что наши носили, наши кое-что иногда брали у них. Запас у нас там копится-копится, и у нас другая проблема — куда ее девать».

Он также сообщил, что Роскосмос и НАСА прорабатывают вариант, согласно которому, в случае, если космонавтам придется задержаться на МКС, они могут выполнять научные эксперименты по программе НАСА.

«Наши коллеги из НАСА обратились к нам с предложением, что если произойдет ситуация, которая потребует продления нахождения экипажа на орбите, они готовы представить свои предложения по использованию экипажа для работы на американском сегменте, для того чтобы загрузить его определенными экспериментальными работами» — сказал Давыдов.

Ранее в НАСА заявили, что если «Союз» с новой экспедицией не отправится на орбиту до 16 ноября, будет принято решение об эвакуации экипажа МКС. Замглавы Роскосмоса заявил в среду, что такой угрозы в настоящее время нет.

Через Луну на Марс

Представитель Роскосмоса рассказал в среду также о долгосрочных планах ведомства. В их число, по его словам, входит развитие «космического интернета». Он отметил, что это направление работы связано не только с использованием интернета на Земле, но и в управлении космическими аппаратами.

Давыдов заверил, что, несмотря на случившиеся нештатные ситуации, запуск межпланетной станции «Фобос-Грунт» состоится в назначенный срок, 5 ноября.

Первоначально запуск планировался на 2010 год, но он был перенесен на ноябрь 2011-го в связи с необходимостью проведения дополнительных испытаний. Однако сейчас, по словам Давыдова, все идет по плану. «Мы очень рассчитываем, что эта миссия будет реализована», — сказал он.

Проект «Фобос-Грунт» предусматривает отправку зонда к спутнику Марса Фобосу, посадку автоматического аппарата на поверхность спутника, взятие проб грунта и отправку их обратно на Землю. На орбите Марса от российского космического аппарата отделится китайский научный микроспутник, а затем будет проведен эксперимент по радиозондированию атмосферы планеты. Вместе с «Фобосом» к Марсу отправятся и пассажиры — коллекция микроорганизмов и личинок насекомых, которые затем вернутся на Землю.

Исследование вещества Фобоса позволит ученым лучше понять историю Солнечной системы, поскольку оно не претерпело изменений с момента зарождения.

Между тем первый заместитель ЦНИИМАШ Николай Паничкин заявил, что к 2020 году Россия намерена создать новый пилотируемый космический корабль весом в 20 тонн. «Ставя далекой целью Марс, мы должны идти к нему через Луну», – сказал Паничкин, передает «Интерфакс».

По его словам, к 2030 году планируется создать на Луне «форпосты» для ее последующего освоения. «С 2030 до 2040 года мы планируем широкомасштабное освоение Луны, с базами, исследовательскими лабораториями, пунктами», – сказал Паничкин.

Он отметил, что на Луне «много чело еще не исследовано. Можно сделать лунные базы для проведения исследований в дальнем космосе, отработки технологий», – сказал Паничкин. По его словам, в планах Роскосмоса осуществить после 2040–2045 года пилотируемый полет на Марс.

Паничкин сообщил, что в настоящее время ЦНИИМАШ как отраслевой институт Роскосмоса занимается подготовкой проекта стратегии развития космонавтики России. Эти планы обсуждаются с Российской академией наук и заинтересованными министерствами и ведомствами.

Паничкин сообщил, что до 2020 года будет использоваться Международная космическая станция (МКС). «Будет ли продление после – это вопрос», – сказал Паничкин.

В ходе пресс-конференции в среду Виталий Давыдов заявил также, что Роскосмос не сомневается в том, что в 2018 году РФ сможет начать испытания нового пилотируемого транспортного корабля, создаваемого РКК «Энергия».

В апреле 2009 года корпорация победила в тендере на разработку эскизного проекта перспективного российского пилотируемого космического корабля. Предусматривается создание нескольких модификаций корабля, предназначенных для полетов на земную и окололунную орбиту, ремонта космических аппаратов, а также для сведения с орбиты вышедших из строя спутников и крупных фрагментов космического мусора. Летные испытания корабля начнутся в 2015 году.

Разрабатываемый пилотируемый космический корабль нового поколения будет приземляться в десять раз точнее «Союза» за счет применения парашютно-реактивной системы посадки. Планируется, что парашют будет раскрываться на нижнем участке спуска корабля и работать вместе с реактивными двигателями.

«На сегодняшний день мы не остановили работу по созданию перспективной пилотируемой транспортной системы, по перспективному средству выведения… В районе 2015 года мы должны быть готовы к старту ракеты-носителя, в районе 2018 года — к испытаниям пилотируемого корабля. У нас нет сомнений в том, что к этому моменту мы сможем этот корабль испытывать», — сказал Давыдов.

Замглавы Роскосмоса сообщил, что ведомство не исключает возможности отказа от постоянно обитаемых космических станций в пользу долговременных посещаемых станций «Может быть, в будущем не нужно будет непрерывного присутствия космонавтов на околоземной орбите. Мы не исключаем возможности возвращения к идеологии ДОСов, которые у нас были до орбитальных станций, которые сейчас обеспечивают непрерывное присутствие человека. Может быть, к ДОСам, посещаемым станциям необходимо будет вернуться», — сказал Давыдов.

«Сейчас этот вопрос открыт, и те рабочие группы, которые у нас есть, работают в том числе и над этой проблемой», — добавил замглавы Роскосмоса.