Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Семейное дело — шпионаж: каково быть сыном тайного агента ЦРУПитер Лэнг-Стентон решил сделать радиопередачу, чтобы рассказать о той роли, которую его отец сыграл в одной из крупнейших секретных миссий в американской истории
1 сентября 2011, источник: Деловая газета ВЗГЛЯД, (новости источника)

Эксперт рассказал о новом законе по госзакупкам

«Самое главное – мы хотим сделать процесс приемки заказа публичным, чтобы уйти от разговоров под столом. Заказчик вешает отчет, контрольная служба проводит аудит результатов контракта», — рассказал газете ВЗГЛЯД замглавы Минэкономразвития РФ Алексей Лихачев, комментируя проект закона «О федеральной контрактной системе».

В четверг Минэкономразвития представил на суд общественности проект закона «О федеральной контрактной системе». Текст проект опубликован на сайте Минэкономразвития.

Новый закон должен придти на смену существующему ФЗ-94. В соответствии с ним будет создан институт общественного совета, в который войдут представители ведомства, уполномоченного по госзаказу, контрольных и правоохранительных органов, а также представители общественных объединений и отраслевых организаций.

Кроме того, Минэкономразвития предлагает создать при ведомствах специальные контрактные службы, которые будут готовить планы-графики, документацию, размещать это информацию на специальном ресурсе в Интернете. Публично будет представляться имя, фамилия, должность и телефон ответственного за реализацию заказа. У каждого заказа будет свой контрактный офицер.

Минэкономразвития РФ полагает, что аукционы по госзакупкам следует отменять, если цена на них опускается ниже стартовой на 25%. Причем, законопроект устанавливает право одностороннего изменения и расторжения контракта в ограниченных случаях как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя.

Кроме того, Минэкономразвития предлагает ввести уголовную ответственность в отношении чиновников, нарушающих нормы законодательства о госзакупках.

О том, как изменится жизнь подрядчиков, выполняющих госзаказы, газете ВЗГЛЯД рассказал замглавы Минэкономразвития Алексей Лихачев.

ВЗГЛЯД: Многие компании жалуются на то, что заказчики ставят заведомо невыполнимые условия. Как эта проблема будет решаться новым законом?

Алексей Лихачев: Это весьма распространенный фактор реализации ФЗ-94. Во-первых, новый закон предлагает типологизизировать закупки, а также будет предусмотрены инструмент ценообразования и типовые контракты.

Во-вторых, предполагается информационное открытие закупок в планах-графиках. Так, накануне наступления бюджетного года заказчик публикует, что он закупает, каким способом, и под какую документацию. В-третьих, будет существовать процедура обжалования, которая также будет растягиваться на весь цикл. Все это позволит предотвратить подобную практику.

ВЗГЛЯД: Но ведь всегда можно внести изменения в этот график, запланировать на 100% на год вперед закупки невозможно. Соответственно, тут и будет лазейка для обхода этой нормы.

А.Л.: Можно будет вносить изменения. Но тогда это все должно быть обосновано. К примеру, заказчик заявил о том, что в мае он будет закупать томографы, а в апреле сказал, что будет закупать не томографы, а подводную лодку, причем со сроком поставки две недели. Поставив свою подпись под таким документом, заказчик сразу берет на себя ответственность за правонарушения, которые могут быть выявлены. Наличие такого документа – это предмет для разбирательства следственных и контрольных органов.

ВЗГЛЯД: Как будет новый закон решать проблемы приема заказов?

А.Л.: Сейчас выполнение заказов несет множество рисков, поскольку его процесс на разных этапах заказчиком не контролируется. Заказ принимается после завершения выполнения всех работ.

Поставщик говорит: «Придешь 1 января смотреть дом». И заказчик начинает предъявлять все требования только 1 января, не раньше. Поэтому у исполнителя возникает сомнение в том, что заказчик собирается выполнять условия контракта.  Заказчик также считает, что исполнитель пытается уйти от своих обязательств.

Поэтому очень важен механизм управления рисками. Необходимо поэтапно смотреть, насколько все соответствует документации и первоначальным требованиям. Самое главное – мы хотим сделать процесс приемки заказа публичным, чтобы уйти от разговоров под столом. Заказчик вешает отчет, контрольная служба проводит аудит результатов контракта.

ВЗГЛЯД: Проект закона предполагает создание Общественного совета, который будет контролировать ФКС. Эти советы будут образовываться стихийно или структура будет работать на постоянной основе? Будут ли участники получать зарплату?

А.Л.: Нет, зарплату никто получать не будет, а совет будет существовать на постоянной основе. К примеру, есть общественная организация под названием «Роспил», она может делегировать в Общественный совет своего человека, который будет в нем сидеть и участвовать. Вот и вся мотивация.

ВЗГЛЯД: У вас не возникало идеи создания глобальной жалобной книги?

А.Л.: Информационная система – это и есть жалобная книга.

ВЗГЛЯД: Как мелкий предприниматель может пожаловаться на недобросовестного заказчика?

А.Л.: Система апелляции и рассмотрения споров должна расшириться на все сферы регулирования заказов. Информационная открытость предполагает не только  публикацию плана заказов, но и  обнародование выявленных нарушений, которые затем передаются в правоохранительные органы.

ВЗГЛЯД: Главным вопросом остается, кто же будет все-таки контролировать ФКС – Минфин или ФАС?

А.Л.: Счетная палата. Нужен содержательный контроль. У Минфина и ФАСа свои задачи. Минфин контролирует соответствие действий заказчика бюджетным ассигнованиям.

ВЗГЛЯД: Сейчас все равно основной контроль за целевым использованием средств в рамках госзакупок осуществляет ФАС.  Не боится ли Минэкономразвития новых разногласий с ФАСом по этому поводу?

А.Л.: Мы ничего не боимся.

ВЗГЛЯД: Когда планируется внести закон в Госдуму?

А.Л.: Когда закончится дискуссия. Она продлится, наверное, месяца два.