Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
15 сентября 2011, источник: РАПСИ

Суд рассмотрит вопрос, является ли Менделеев автором рецепта водки

МОСКВА, 16 сен — РАПСИ. Головинский суд Москвы в пятницу рассмотрит иск правозащитников с требованием обязать производителей водки убрать с этикетки ложную информацию о том, что 40-градусный напиток создан по классическому рецепту ученого-химика Дмитрия Менделеева, сообщили  агентству РАПСИ истцы.

«Общество защиты прав потребителей подало исковое заявление в  защиту неопределенного круга потребителей. Ответчиками по делу выступают ООО “Русский Стандарт Водка” и ЗАО “Банк Русский Стандарт”, — сообщили в обществе.
Истцы считают, что ответчики нарушают действующее законодательство и обманывают потребителей, предоставляя не только недостоверную, но и заведомо ложную информацию.

В заявлении уточняется, что речь идет о водке “Русский Стандарт Gold” и “Русский стандарт Platinum”.

“Информация, которая содержится на этикетке, утверждает, что данный напиток создан по классическому рецепту Менделеева. Рассказывается даже история о том, что этот рецепт разработан на экстракте „золотого корня“ — женьшеня. Указан и год создания — 1894. Однако такая информация противоречит действительности — Менделеев никогда не разрабатывал рецептур для водки”, — говорится в иске.

Правозащитники считают это “умышленным искажением реальных исторических фактов в корыстных интересах”.

“Известно, что в период монополизации алкогольной продукции, проходившей в период с 1894 по 1902 год, российское правительство поручило комиссии во главе Менделеевым провести проверку качества реализуемой на тот период на рынке алкогольной продукции. При этом ни в одном историческом документе не упоминается, что ученый создал классический рецепт водки, тем более, использовал для этих целей корень женьшеня”, — отмечают истцы.

Таким образом, по мнению правозащитников, производитель умышленно вводит потребителей в заблуждение, что является нарушением статьи 8 ФЗ РФ “О рекламе” от 18 июля 1995 года.

Убрать герб

Общество по защите прав потребителей также просит суд убрать с этикетки рисунок двуглавого орла, увенчанного двумя малыми коронами и над ними — одной большой, в правой лапе которого — скипетр, а в левой — держава.

“Даже неискушенному потребителю бросается в глаза, что изображенный рисунок имеет удивительное сходство с государственным гербом Российской Федерации. Отличие заключается лишь в рисунке, размещенном на груди орла: вместо всадника в щите размещено другое, плохо различаемое изображение”, — говорится в иске.

Правозащитники указывают, что таким образом производители водки нарушают закон “О государственном гербе РФ”, статья 8 которого определяет, что гербы общественных объединений и организаций не могут быть идентичны государственному, а также что государственный герб РФ не может быть использован в качестве геральдической основы гербов организаций. Кроме того, в законе прописано, что недопустимо использовать изображение герба РФ в качестве основы для рекламы.

В ОЗПП рассказали, что Геральдический совет при президенте РФ по их просьбе провел геральдическую экспертизу этикетки на допустимость использования подобных эмблем в оформлении товарной продукции, которая подтвердила мнение истцов.

“Экспертиза также постановила, что на этикетке продукции „Русского стандарта“, а также на „укупорочном элементе (колпачке)“ бутылок помещены одноцветные изображения герба Санкт-Петербургской губернии (морской и речной о трех лапах якоря накрест — поверх них скипетр в столб; щит увенчан императорской короной и окружен перевитым лентой венком), герба Тобольской губернии (тарч поверх двух знамен накрест и пернача в столб поверх них; щит увенчан императорской короной и окружен перевитым лентой венком) центрального элемента герба города Тобольска (воинская пирамида с топорами, знаменами и барабанами) и герба города Новосибирска”, — говорится в иске.

Правозащитники считают, что производитель водки использует эти изображения намеренно и “тем самым он играет на гражданских чувствах потребителей, выражающихся в отношении глубокого уважения и признания государственных символов РФ, позволяя потребителям самостоятельно домысливать способ, качество и другие свойства продукта, создавая впечатление, что водка производится государством”.

Неразличимый шрифт

Кроме того, истцы просят суд обратить внимание, что информация о товаре напечатана столь мелким шрифтом, что прочитать ее без специальных технических средств, увеличивающих изображение, невозможно. В частности, потребитель не сможет узнать состав водки, поскольку по всему параметру текста нанесены вкрапления, которые затрудняют чтение даже с использованием лупы, говорится в заявлении.

Правозащитники напомнили, что статья 8 закона “О защите прав потребителей” обязывает производителей доводить информацию о товаре в доступной форме.