Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
21 сентября 2011, источник: РИА Новости, (новости источника)

Решение ЕСПЧ по делу ЮКОСа стало победой России, считают западные СМИ

МОСКВА, 21 сен — РИА Новости. Западная пресса считает, что решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), признавшего отсутствие политической подоплеки в деле ЮКОСа, является победой российских властей.

ЕСПЧ, рассмотрев иск ЮКОСа к властям РФ, признал, что те не пытались намеренно привести компанию к банкротству и получить контроль над ее активами, а судебные процессы не имели политической подоплеки. Как следует из опубликованного во вторник решения суда, российские власти в целом действовали в рамках закона, допустив лишь ряд незначительных процессуальных нарушений.

Суд также «не усмотрел недостатков в разбирательствах, проведенных властями РФ в отношении ОАО “НК „ЮКОС“, которые могли бы свидетельствовать о том, что государство злоупотребило такими разбирательствами в целях скрытой экспроприации собственности компании и намеренного ее уничтожения”, сообщило Министерство юстиции России.

ЕСПЧ счел, что с ЮКОСа необоснованно взыскали ряд налогов. По оценке экспертов, это может привести к пересмотру некоторых решений арбитражных судов, если стороны не подадут жалобу в Большую палату ЕСПЧ. По закону на это им дается три месяца. Основная интрига — сколько ЕСПЧ взыщет с РФ в пользу ЮКОСа, требовавшего компенсацию в 98 миллиардов долларов — пока сохранилась: суд отложил решение этого вопроса, дав сторонам время на согласование суммы.

Как пишет британская газета Financial Times, Россия, вероятно, опасалась самого худшего: заголовков СМИ о том, что Москва, как установил суд, экспроприировала активы компании и должна выплатить ее акционерам десятки миллиардов в качестве компенсации за убытки. Однако в результате, как отмечает газета, решение ЕСПЧ оказалось намного более позитивным для России, чем для ЮКОСа, и перспектива получить значительную компенсацию для его акционеров стала еще более туманной.

В свою очередь, британское издание Economist полагает, что российское правительство “отделалось малой кровью”.

Как отмечает германская газета Suddeutsche Zeitung, решение ЕСПЧ, отвергшего доводы экс-владельцев ЮКОСа, означает их поражение. Аналогичное мнение выражает и издание Spiegel, написавшее о “победе России” в споре вокруг ЮКОСа.

Обвинения с российских властей после решения ЕСПЧ сняты, отмечает, со своей стороны, французская газета Echos.

ЕСПЧ своим решением оправдал приговор экс-главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому, отбывающему 14-летнее заключение в колонии по обвинению в хищении 200 миллионов тонн нефти и отмывании выручки, отмечает французская газета Monde.

Решение суда стало “победой России по очкам” и облегчением для критикуемых на Западе из-за “дела ЮКОСа” российских властей, отмечает германская газета Frankfurter Rundschau. При этом газета пишет, что решение суда лично для экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского значения не имеет, так как “он не связан с истцами”, о чем неоднократно заявляли и адвокаты ЮКОСа.

“Дело ЮКОСа” — одно из самых громких в России за последние годы. В начале 2000-х годов российские власти обвинили руководство крупнейшей в то время нефтяной компании в стране в экономических преступлениях. Впоследствии ЮКОС обанкротился, а его активы отошли государственной “Роснефти”. На Западе до сих пор многие считают это дело политически мотивированным, однако власти РФ это категорически опровергают.

В Страсбург ЮКОС обратился в 2004 году, пожаловавшись на действия российских налоговых органов, которые расценил как незаконный отъем собственности. Компания утверждает, что в ее отношении был нарушен ряд статей Европейской конвенции по правам человека, по шести из них в 2009 году жалоба была признана приемлемой.

В ходе публичных слушаний в марте 2010 года представитель ЮКОСа заявил, что российские власти с 2000 по 2003 годы начислили 19,6 миллиарда евро дополнительных налогов и пени, а “драконовское выполнение этих решений представляло собой экспроприацию”.

Российская сторона в свою очередь настаивает на том, что ЮКОС в 2000-2003 годах использовал налоговые схемы в обход законодательства. Компания пользовалась льготным налогообложением в некоторых российских регионах.