Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Папы дочерей поощряют сексизм. И я тожеОтец Андрей Бородкин приходит к выводу, что именно идеальный папа может стать самым страшным угнетателем
11 апреля 2012, источник: Деловая газета ВЗГЛЯД, (новости источника)

Саакашвили представил грузинский боевой беспилотник

Грузия разработала и испытала первый беспилотник собственного производства. Президент Грузии Михаил Саакашвили пообещал, что за полтора года грузинские беспилотники дойдут до лучших мировых аналогов. Эксперты считают такие обещания малореальными, а саму модель называют «поделкой, близкой к авиамоделизму».

Презентация новинки грузинского ВПК прошла в атмосфере секретности. В частности, название полигона, на котором Михаил Саакашвили лично наблюдал за стартами первого грузинского беспилотного летательного аппарата (БПЛА), не раскрывается.

Министерство обороны Грузии лишь сообщило, что запуск из пневматической катапульты был произведен в сложных условиях – как климатических, так и рельефных. Сам беспилотник состоит из двух частей – самого аппарата и сухопутного сегмента. Летательный аппарат оснащен двигателем внутреннего сгорания.

Веселые старты

Минобороны заявило, что оснащение беспилотника основано на самых современных технологиях. По словам представителей грузинского военного ведомства, аппарат может применяться для патрулирования, наблюдения, фотографирования с воздуха (на нем три видео- и фотокамеры, в том числе инфракрасная), измерения уровня радиации, оценки потерь на полях сражений и для других сопредельных задач. Полеты можно осуществлять как днем, так и ночью.

БПЛА имеет размах крыльев до двух метров и способен находиться в воздухе без перерыва 8 часов. Он может подниматься на 3 км. Скорость – от 60 до 160 километров в час.

При посадке самолета автоматически раскрывается парашют. Кроме того, вводится в действие подушка безопасности, чтобы дополнительно смягчить посадку. Климатических ограничений для грузинского разведчика нет.

Довольный Саакашвили пообещал показать беспилотники на параде 26 мая, в День независимости, а потом – всего за полтора года – довести их до лучших мировых аналогов. Президент добавил, что главное преимущество выпуска своей военной техники – в том, что «продавец может передать технологии противнику». Он отметил, что «в Грузии хорошая военная инженерная мысль» (надо полагать, он имел в виду в первую очередь оставшийся от Советского Союза Тбилисский авиационный завод, на котором в свое время производились штурмовики Су-25).

«Будем выпускать аппараты любых размеров. Когда покупаешь беспилотники у других стран, должен просить запчасти, кто-то объявил тебе эмбарго, на кого-то надавит Россия. Когда есть свои беспилотники, то преимущество в том, что ты не зависишь от продавца, который может не полностью продать технологию или с твоей технологией ознакомит противника», – заявил Саакашвили.

Домашние заготовки

Саакашвили в последнее время регулярно представляет публике образцы отечественной военной техники. Как уже писала газета ВЗГЛЯД, все началось с бронетранспортера «Дидгори», который он показал на параде в прошлом году. Свое название бронемашины получили в память о местности близ Тбилиси, где в средневековье грузины одержали важную победу. Вес машины – около 7 тонн. Она вмещает 7–9 человек. Машина оснащена пулеметом калибра 12,7. Броня дает защиту от стрелкового оружия.

В феврале этого года Саакашвили показал БМП «Лазику», а в марте – систему залпового огня. Название для второй грузинской военной машины также символично. Как известно, Саакашвили намерен на Черном море построить новый город и назвать его Лазикой. «Лазика» весит вдвое больше «Дидгори», оснащена модулем дистанционного управления вооружения и управления огнем. На машине установлены 23-миллиметровая пушка и пулемет калибра 7,62. Камеры дневного и ночного видения и тепловизоры обеспечивают обнаружение и идентификацию цели дистанционно из машины и управление огнем в любых метеоусловиях. Экипаж состоит из трех человек и может перевозить 7 десантников.

Что касается системы залпового огня, то она за 20 секунд способна выпустить 40 реактивных снарядов калибра 122 мм. Дальность полета – от 1 до 40 километров. Вести огонь можно без предварительной подготовки позиции и не выходя из кабины, что сокращает до минимума необходимое для осуществления залпа время. Автомашина имеет бронированную кабину, что обеспечивает защиту расчета из пяти человек от пуль и осколков. Максимальная скорость передвижения машины – 80 км/ч. Запас топлива – на 500 км.

Прощай, Hermes!

В Тбилиси не скрывают, что вынуждены развивать свой ВПК потому, что потеряли доступ на международный оружейный рынок после августа 2008 года. Ранее беспилотники Грузия покупала в Израиле.

В частности, грузинская армия обладала моделями Hermes-450 («Гермес-450»), которые предназначены для тактической разведки. Израильский беспилотник этого типа стоил до 4 миллионов долларов. По скорости он незначительно уступает грузинскому, зато может подниматься на вдвое большую высоту. Состоит на вооружении сухопутных войск израильской армии, используется для обнаружения целей, корректировки огня артиллерии, осуществляет сбор информации в любое время суток. До войны 2008 года все шло хорошо, но сначала абхазы сбили несколько грузинских разведчиков, а потом Израиль прекратил поставки.

По данным печати, Тель-Авив прекратил поставки БПЛА Грузии под нажимом Москвы. Вышел скандал. Как заявил в феврале председатель парламентского комитета по обороне и национальной безопасности Георгий (Гиви) Таргамадзе, власти решили вернуть Израилю беспилотники на 35 млн долларов.

По словам Таргамадзе, израильская компания Elbit Systems не выполняет после войны 2008 года взятые на себя обязательства. В прошлом году компания начала в международных судах тяжбу против правительства Грузии, требуя 100 миллионов долларов за срыв контракта от 2007 года.

Главное – масса и оптика

Главный редактор посвященного беспилотникам интернет-портала UAV.ru Денис Федутинов оценил характеристики грузинской новинки по тем данным, что были обнародованы минобороны Грузии. Эксперт считает, что, «скорее всего, здесь речь идет о тактическом аппарате», и на фоне израильских беспилотников он выглядит несерьезно.

«Это, видимо, все-таки не мини-аппарат, если речь идет про двигатель внутреннего сгорания. Ведь на мини, как правило, ставятся электродвигатели, – сказал Федутинов. – Этот аппарат может быть массой от десяти до нескольких десятков килограммов».

Эксперт отметил, что «аппарат Hermes-450 является гораздо более продвинутой системой, хоть это и не самая последняя модель израильского авиапрома».

«Взлетная масса Hermes-450 – порядка 450 кг. Продолжительность его полета – более 20 часов. Это гораздо более серьезная система», – сказал Федутинов. По его словам, Hermes-450 «оснащен высококачественной аппаратурой полезной нагрузки, у него гораздо больше высотность, что для Грузии, где присутствует горный рельеф, является тоже важным параметром». Вместе с тем эксперт отметил, что у мини-аппаратов заявленная высотность бывает до 3 км. «Но понятно, что на самом деле они летают на меньших высотах».

Он пояснил, что масса и дальность полета – это самые важные категории для БПЛА. «Большую роль играет продолжительность полета и для горных стран еще, наверное, высотность, а также масса полезной нагрузки, потому что от массы зависит то, какую именно камеру мы можем поставить, оптику и весь набор аппаратуры», – пояснил он.

Эксперт заметил, что российские аналоги пока подвергаются большой критике даже со стороны самих российских военных, однако и на их фоне грузинская новинка выглядит слабо. «Я думаю, что здесь у грузинского беспилотника будет не самая лучшая аппаратура полезной нагрузки. Даже на фоне российских беспилотников это поделка, близкая к авиамоделизму».

Осетия заряжает зенитки

В любом случае, на грузинскую новинку всерьез откликнулись в Цхинвале. «Нарушения воздушного пространства Южной Осетии грузинскими летательными аппаратами будут расцениваться как провокации, военные угрозы с сопредельной стороны будут решительно пресекаться», – заявил агентству «Рес» министр обороны республики Валерий Яхновец.

«Недавно Тбилиси громогласно “презентовал” новую систему залпового огня и бронемашины “Дидгори” и “Лазика” собственного производства. Теперь миру хотят продемонстрировать лётную новинку. Всё это говорит о сохранении агрессивных планов у руководства соседней страны. Хотелось бы предупредить тамошних “ястребов”: любые военные провокации будут решительно пресекаться. Для этого у нас есть все необходимые средства», – сказал Яхновец.

Глава военного ведомства особо отметил, что при попытках грузинских и любых других летательных аппаратов вторгнуться в воздушное пространство Южной Осетии нарушители будут сбиваться. По его словам, «в распоряжении минобороны республики есть все необходимые средства и возможности, которые надёжно обеспечивают защиту воздушного пространства страны». «Подготовка наших подразделений ПВО достаточна, чтобы дать ответ любому агрессору», – сказал Яхновец.

Реваншистские признаки

О том, что Саакашвили может снова готовиться к войне, говорят и грузинские оппозиционеры. За день до презентации беспилотника политический секретарь оппозиционной Лейбористской партии Георгий Гугава заявил газете «Асавал-дасавали», что «банда, находящаяся у власти, готова продолжить провокацию 2008 года, в результате которой мы потеряли земли и сотни людей убитыми. Обратите внимание на увеличение военной риторики в подконтрольных телекомпаниях, рекламу резерва и новой военной техники. Саакашвили готовится к войне!»

По словам Гугавы, Саакашвили намерен «устроить провокацию», чтобы «вовлечь российскую армию». Сам Саакашвили, утверждает оппозиционер, «покинет Грузию с награбленными миллиардами и статусом изгнанного президента». «Саакашвили думает, что в мантии изгнанника за границей будет иметь ореол не преступника, а жертвы, и это простит ему преступления», – заявил политический секретарь Лейбористской партии.

О том, что Саакашвили может вновь пойти на военную провокацию, заявил во вторник и депутат горсовета Тбилиси от оппозиционной партии «Свободная Грузия» Каха Кукава. Однако власти Грузии уверяют, что только мирным путем намерены решать проблемы Абхазии и Южной Осетии.

Компетентный источник газеты ВЗГЛЯД в авиапроме Грузии, высокопоставленный отставной военный сказал, что «конструкторская мысль в авиации Грузии хорошая, в Тбилиси работает Авиационный университет, есть известный еще по СССР авиазавод, хотя он и не загружен, конечно, как раньше. Но можно взять образцы, делать самим. Хотя на первых порах комплектующие, связанные с компьютерной “начинкой” беспилотников, придется покупать за границей».