Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
17 декабря 2012, источник: 36on.ru, (новости источника)

Платоновский фестиваль представит выставку одного из лучших художников 20-го века

Как стало известно 36on.ru Воронеж, в дни третьего международного Платоновского фестиваля искусств в нашем городе будут экспонироваться работы одного из лучших российских художников начала 20-го века – Павла Кузнецова, современника Платонова.

По словам организаторов, эта выставка призвана стать центральным событием художественной программы фестиваля. Павел Кузнецов – прославленный художник, занимающий одно из центральных мест в истории российского художественного искусства. Его называют не только классиком и патриархом живописи, но и «создателем произведений, не подверженных влиянию времени».

Ожидается, что в воронежскую экспозицию будут включены шестьдесят работ прославленного художника. Все работы будут привезены из Саратовского художественного музея имени А. Н. Радищева. Надо сказать, что столь представительная  и масштабная выставка  работ Кузнецова проводится впервые.

Павел Кузнецов (1878-1968) родом из Саратова. Он обучался в московском училище живописи, а его наставниками были великие российские художники Константин Коровин и Валентин Серов. Было время когда Кузнецова почитали за «русского гогенида», потом, с появлением в его живописи среднеазиатской тематики, отнесли к  художникам-ориенталистам, третьи же говорили о присутствии в его работах «мусатовского тона». Действительно, Кузнецов в своем творчестве пытался найти художественную аналогию литературному символизму. Он был дружен с российскими символистами, музыкантами и литераторами, много работал с изданиями символистов, был членом знаменитого художественного союза «Мир искусства».

В начале 20-го века Кузнецов организовал весьма две яркие выставки работ символистов  – сначала это была экспозиция «Алая роза» в Саратове, а затем «Голубая роза» в Москве. Именно эти выставки положили начало развитию нового направления в отечественной живописи. То, что сделали молодые художники-символисты в те годы, сравнимо с тем культурным прорывом, который осуществил Скрябин в музыке или Мейерхольд – в театре.

Павел Кузнецов стал известен еще молодым. Ему было меньше тридцати лет, когда его живописные  полотна были отобраны для легендарной выставки Сергея Дягилева, проводившейся в Париже. Чуть позже художник приступил к созданию «степной» серии. После октябрьской революции Кузнецов с огромным энтузиазмом продолжал художественную работу: он принимал участие в издании журнала «Путь освобождения», активно преподавал и так далее. Затем он был избран профессором московского Строгановского художественного училища, вошел в состав комиссии Моссовета по сохранению памятников  искусства и старины. Тогда же, в 1920-е годы в Париже с огромным успехом прошла его выставка, а сам художник был награжден званием  заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Однако потом судьба его повернулась иначе: в 1940-50-е годы он был отстранен от педагогической деятельности, а самого художника незаслуженно обвиняли в «эстетизме» и «формализме». Невзирая на эти неприятности, Кузнецов и в эти годы продолжает активно работать. И уже в 1960-е годы к нему вновь возвращается признание.

Работы прославленного художника в настоящее время находятся в лучших музейных коллекциях – в Третьяковской галерее, в государственном Русском музее. Также его работы есть в собраниях региональных музеев. Еще в 1970-е годы семья Павла Кузнецова подарила саратовскому музею имени А. Н. Радищева около четырех сотен его работ.