Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
«Сюрприз для Рамзана»: как живут русские в ЧечнеКак живут русские, которые там остались, и что мотивирует людей из других регионов приезжать сюда жить.
18 декабря 2012, источник: РИА Новости, (новости источника)

Принадлежащими к РПЦ назвали себя 41% россиян, показал опрос

МОСКВА, 18 дек — РИА Новости. Принадлежат к Русской православной церкви 41% россиян, еще 1,5% исповедуют православие, но к РПЦ не относятся, следует из Атласа религий и национальностей России, разработанного службой «Среда», в то же время недавний опрос «Левада-центра» показал, что православных в России 74%.

Презентация Атласа религий и национальностей России (проект «АРЕНА») прошла во вторник в РИА Новости. Атлас создан на основе данных, полученных исследовательской службой «Среда» в ходе опроса около 60 тысяч респондентов в 79 регионах России в 2012 году. Как отмечают авторы, на протяжении последних десятилетий вопросы о вероисповедании не входили в анкеты при переписи населения в СССР и России, этот пробел по мере сил пытается заполнить проект АРЕНА. В полном виде проект представлен на сайте, который постоянно обновляется и пополняется.

«Мы попытались летом 2012 года измерить не православных как таковых, а православных, принадлежащих к Церкви, и результаты у нас получились следующие: исповедуют православие и принадлежат к Русской православной церкви — 41%, исповедуют православие, но не принадлежат к РПЦ — 1,5%. Очень мощная группа “в Бога верю, но никакой религии не исповедую” — 25%. Несколько неожиданная группа христиан, — не ожидали, что их окажется там много — христиане, которые не принадлежат ни к одной конфессии, их 4,1%. И группа староверов (старообрядцев) — 0,2%, это примерно 300 тысяч старообрядцев», — сказала координатор «Среды» Алина Багрина в ходе пресс-конференции в РИА Новости.

Она пояснила, что принадлежность к РПЦ, которой руководствовались эксперты при подсчете, стала альтернативой уже существующим критериям, которые лежат в основе других исследований (к примеру, регулярность посещения храма).

«Мы попытались предложить альтернативу. Мы исходили из уникальности понятия “Церковь” в православном христианстве, причастность к Церкви», — сказала Багрина.

В свою очередь руководитель информационно-аналитического управления синодального информотдела РПЦ Вахтанг Кипшидзе отметил, что не видит противоречия в разных количественных показателях православных верующих.

«В выступлениях высоких церковных представителей фигурирует еще другая цифра — 70-80% православных. Это не потому, что мы не читаем те исследования, которые проводятся, и не потому, что мы им не доверяем, а потому что, по нашему убеждению, именно это количество людей несет в себе некие признаки православной идентичности. Это те люди, которые потенциально принадлежат к православной культуре и которые являются теми, кто слышит пастырское слово Церкви, может быть даже формально Церкви не принадлежа», — сказал он.

«Это, конечно, не ставит точку в дискуссии о количестве православных, принадлежащих или декларирующих свою принадлежность к православию, но думаю, что эти исследования надо продолжать», — заключил Кипшидзе.

По данным исследования, доля тех, кто регулярно (раз в месяц или чаще) исповедуется, невысок — 2%, а вот ежедневно молятся 12% опрошенных, лишь 5% россиян читали Евангелие, зато в приметы, гадания и судьбу верят 13%.

По мнению главы финансово-хозяйственного управления РПЦ и куратора Программы строительства 200 новых храмов в Москве епископа Подольского Тихона, ничего нет странного в том, что не все, считающие себя верующими, не совсем точно знают основы вероучения.

«Когда начинается строительство каждого нового храма, община зачастую собирается из людей, которые пока не являются в полном смысле слова воцерковленными — многие приходят просто помочь священнику и своим соседям, потому что хотят быть причастными к доброму делу — строительству нового храма. А уже потом, по мере общения с батюшкой, они начинают участвовать в таинствах Церкви», — привел он пример.