Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
20 декабря 2012, источник: Uralpress.ru

В сокращении электричек в Челябинской области виноваты безбилетники

В убытках, которые несет «Свердловская пригородная компания» на территории Челябинской области, частично виноваты безбилетники. Финансовые потери стали для компании и областного правительства главной причиной сокращения количества пригородных поездов.

Как уже сообщало агентство «Урал-пресс-информ», с 1 января 2013 года в Челябинской области перестанут курсировать 44 пригородных поезда.

Сегодня, 20 декабря, на пресс-конференции в Челябинске начальник управления транспорта областного минстроя Александр Филиппов пояснил, что отмена электричек никак не скажется на доступности транспортного сообщения. На всех направлениях движения пригородных поездов хорошо организовано движение автобусов и маршрутных такси. Однако, чиновник предполагает, что найдется немало недовольных таким решением, поскольку избежать платы за проезд в автобусах и маршрутках не удастся. Тогда как бесплатный проезд в электричке – для некоторых пассажиров дело привычное.

«Людям, привыкшим ездить бесплатно, теперь придется платить. Именно они и будут недовольны», — отметил Александр Филиппов, ссылаясь на свои наблюдения за пассажирами.

Как пояснил генеральный директор ОАО «Свердловская пригородная компания» Евгений Савостин, придя в Челябинскую область в 2011 году, компания существенно подняла уровень собираемости оплаты проезда с пассажиров. В 2012 году уровень доходности компании составил 106 %. В 2011 году количество безбилетников в электричках Челябинской области составляло 25% пассажиров. За время работы компании этот показатель удалось сократить до 17%.

Евгений Савостин привел для сравнения цифры по Свердловской области, где число безбилетников усилиями «СПК» удалось сократить до 3%. На достижение этих показателей компании понадобилось три года. Для борьбы с безбилетниками необходимы не только большие финансовые вложения, но и перелом в сознании людей, которые нередко воспринимают электрички, как бесплатный вид транспорта.

Как отметил Евгений Савостин, жители Челябинской области в большинстве своем тоже готовы платить за проезд, но иногда технически не успевают этого сделать: торопятся на поезд и не могут стоять очередь в кассу, или выходят раньше, чем к ним успевает дойти кондуктор. Для повышения собираемости платы за проезд необходима повсеместная установка турникетной системы и аппаратов, печатающих билеты – это существенно ускорит процесс продажи. Такие финансовые вложения на территории Челябинской области компания не может себе позволить, поскольку на сегодняшний день не только терпит убытки, но и не получает своевременно компенсации из областного бюджета. Между тем, поскольку пассажирские перевозки являются социально ориентированным бизнесом, «Свердловская пригородная компания» выполняет все свои обязательства, даже при отсутствии выплат.

По мнению чиновников, при вместимости вагонов в 100 человек, перевозка 19-ти (что составляет средний показатель загруженности электричек) – нерентабельна. «Получается, что бюджет финансирует перевозку воздуха», — отметил Александр Филиппов.

Между тем, «населенность» электропоездов в 20-22 человека – это средний показатель на всей территории Российской Федерации, и, как отметил Евгений Савостин, большей не удавалось достичь нигде. Пассажирские перевозки традиционно не являются прибыльным видом бизнеса. Как рассказал Александр Филиппов, в советское время эта проблема решалась с помощью перекрестного финансирования внутри системы РЖД. Убытки железной дороги от электропоездов покрывались прибылями от грузовых перевозок. Сейчас такой системы не существует. По мнению Евгения Савостина, кардинально решить вопрос можно только консолидацией усилий всех транспортников – тех, кто занимается железнодорожными перевозками, и автомобилистов.