Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
22 декабря 2012, источник: РИА Новости, (новости источника)

Конца света в Мексике нет, зато есть рассвет и новые 26 тысяч лет

МЕХИКО, 21 дек — РИА Новости, Дмитрий Знаменский. Туристический конец света, который организовали для тысяч приезжих мексиканцы и жители других стран Латинской Америки, был красочным и богатым на представления.

Совсем другой «конец света» удалось увидеть корреспонденту РИА Новости в 50 километрах от Мехико, в районе знаменитых пирамид Теотиуакана.

День длиной в 26 тысяч лет

Туристов на этом мероприятии не было или почти не было. Пожалуй, за исключением нескольких иностранцев, проживающих в Мексике постоянно, корреспондент РИА Новости был единственным человеком, не относящимся к потомкам индейцев племен майя и ацтеков, на этом ритуальном обряде.

Сразу стоит подчеркнуть, что настоящие майя ни о каком конце света не говорят — для них день 21 декабря 2012 года был сменой эпох, началом нового цикла, но никак не концом света. Этот термин использовался как раз для коммерциализации этой даты, причем весьма успешно.

«Сегодня мы отмечаем наступление космической весны, это конец всего одних космических суток, которые состояли из почти 26 тысяч лет (так называемый большой бактун), но это не конец света как таковой, а окончание всего лишь одной календарной даты, являющейся точным математическим расчетом», — сказал РИА Новости представитель традиционных верований майя и ацтеков, член совета старейшин Великого Теночтитлана Олин Йолистли.

По его словам, сейчас отмечается лишь приход новых космических суток, затем поочередно придут их рассвет, полдень, вечер и ночь. «Всего же космические сутки состоят из пяти периодов по 5 тысяч 125 лет каждый», — заметил Йолистли.

В поисках настоящих майя

Все началось, как и многое в Мексике, неожиданно и не спланированно. Долгие поиски в интернете так и не дали четкого ответа на вопрос, а что же точно будет происходить на пирамидах Теотиуакана в ночь на 22 декабря. Работающие с российскими туристами гиды лишь пожимали плечами и не обладали даже приблизительной информацией о том, будет ли вообще открыт этот древний город для посещений в эту ночь. Как выяснилось позже, туристические мероприятия начинались как раз в районе 9 утра 22 декабря, после того, как закончились «настоящие» обряды.

В то же время в социальных сетях образовалось несколько групп из мексиканцев, которые приглашали желающих поучаствовать в отмечании начала нового цикла календаря майя. Пришлось рискнуть и поехать без каких-либо твердых гарантий и подтверждений.

Сбор был назначен на 4 утра, однако процесс затянулся. Дорога к Теотиуакану поздней ночью была почти пустой, что добавило сомнений в конечном итоге всей затеи, так как в огромном мегаполисе Мехико, даже теоретически, должны были найтись еще хотя бы несколько тысяч искателей приключений и любителей новых ощущений.

Однако все изменилось в самом городе пирамид. Из темноты прямо на дорогу вышли сначала десятки, а потом — сотни людей, одетых в основном в белые одежды. Правда, ночной холод внес свои коррективы, и поверх одеяний люди надевали куртки, закутывались в одеяла — иногда сразу по два-три человека.

«Лагерь» был разбит вблизи пирамид еще три дня назад. Все это время люди жили в палатках, пользуясь минимальными удобствами, и, несмотря на очень низкие для мексиканцев ночные температуры, проводили время в молитвах и подготовке к самому действу. «Мы готовили себя к обновлению и перерождению», — пояснили организаторы лагеря.

Замыкая круг

Из лагеря паломники отправились в пеший путь вокруг пирамид, а это — расстояние в несколько километров. Однако прохождение полного цикла (к примеру, Солнца) у майя считается очень важным моментом, поэтому люди прошли весь маршрут, делая время от времени остановки по направлениям сторон света. Даже маленькие дети (а были люди и с младенцами) большую часть пути прошли самостоятельно, лишь под конец пересев на шеи родителей.

На первом привале член совета старейшин Йолистли отслужил молебен. Для непривычного к молитвам майя европейского уха он мог показаться похожим на более известные эскимосские мотивы, но сами участники церемонии активно подхватывали горловое пение и, сидя на земле, подпевали старейшине. «Просим святой космический дух — приди! Пусть это священное место принесет нам благословение, простит грехи нам и всему человечеству», — просили собравшиеся.

Тема прихода нового дня неотступно следовала за молитвами участников церемонии. «Я готов и открыт, чтобы принять свет нового дня для себя и для всего человечества», — повторяли за Йолистли остальные майя.

Стоит заметить, что в церемонии принимали участие и просто любопытные мексиканцы, которым было интересно посмотреть на смену эпох своими глазами. Эти люди в основном не молились и даже не шли пешком вокруг пирамид. Зато за процессией тянулась настоящая кавалькада из примерно 100 автомобилей, причем они ехали со скоростью движения колонны, то есть не более 2—3 километров в час. Вся дорога вокруг пирамид заняла почти три часа, и, стоит признаться, что запах алкоголя вполне ощущался от некоторых участников церемонии, которые приехали в Теотиуакан, скорее, для собственного развлечения, чем для молитв. Однако это объяснимо с учетом того, что мероприятие проходило на открытом воздухе при почти нулевой температуре в теплолюбивой в целом стране.

Финальная точка путешествия располагалась на небольшой возвышенности примерно в километре-полутора от самой высокой пирамиды Солнца. За несколько минут до восхода светила люди зажгли благовония, начали играть на национальных инструментах и постепенно входить в некое подобие транса. После появления солнечного диска над краем земли участники церемонии провозгласили славу всем четырем стихиям и воздели руки к небу. Согласно обычаю, этот жест при одновременно закрытых глазах позволяет зарядиться солнечной энергией.

В момент восхода Солнца окрестности Теотиуакана огласились тысячеголосыми радостными криками: не только эта группа верующих встречала новую эру, таких людей было множество. Кое-кто из них для наблюдения за рассветом этого необычного дня нанял два воздушных шара, которые зависли над пирамидами Теотиуакана.

«Прошедшую ночь мы просто обязаны были использовать для единения с природой, с бесконечностью, для молитв, танцев и песен», — сказал старейшина Йолистли.

После окончания церемонии уезжать из Теотиуакана никто не спешил. А вот на въезде скопилась пусть небольшая, но пробка из ожидавших официального открытия пирамид машин и туристических автобусов. Именно для этих людей внутри Теотиуакана в этот день будет представлен особенно богатый выбор поделок из обсидиана, ацтекских календарей (которые часто путают с календарем майя), других сувениров и безделушек. Индейцы в национальных нарядах исполнят для гостей традиционные танцы, туристы совершат восхождение на пирамиду Солнца или Луны, высматривая на небе признаки конца света, но к настоящей истории майя это будет уже иметь отдаленное отношение.