Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
25 декабря 2012, источник: Вести.Ru

Гномов Толкина признали антифашистским ответом Вагнеру

В связи с выходом на экраны фильма Питера Джексона «Хоббит: нежданное путешествие» в СМИ начинают всплывать интересные подробности, связанные с историей создания произведения.

Оказывается, Джона Толкина обвиняли в ксенофобии из-за того, с кого он якобы срисовал образ гномов для своей книги, сообщает The Forward.

Многие критики британского писателя и лингвиста упрекали автора «Хоббита» и «Властелина колец» за то, что тот наделил своих гномов стереотипными качествами, которые принято приписывать евреям. Представители маленького фантастического народа когда-то давно были изгнаны со своей родины, испытывали непреодолимую тягу к золоту и были одержимы идеей возвращения своих святынь.

Сам Толкин, впрочем, всячески отрицал, что между его героями и реальным миром можно провести какие бы то ни было параллели. При этом, будучи полиглотом, автор был знаком с ивритом и, по большому счету, создал своих гномов весьма симпатичными персонажами. Писателя едва ли можно было упрекнуть в ксенофобии, так как «расовая мифология» Рихарда Вагнера вызывала у британца резкое неприятие. Все дело в том, что в либретто «Кольцо нибелунга» знаменитого немецкого композитора также фигурируют гномы, однако они выписаны с откровенным антисемитским подтекстом.

Однажды немецкий издатель «Властелина колец» обратился к Толкину с просьбой представить доказательства того, что в жилах писателя течет «истинно арийская кровь». Возмущенный автор ответил, что его предки говорили на фарси, хинди, цыганском и других языках и, скорее всего, были не арийцами, а индо-иранцами.

«Если же вас интересует, нет ли среди моих родственников евреев, я могу сказать, что, к сожалению, представителей этой одаренной нации среди них не водилось», — написал Толкин издателю.

Таким образом, исследователи полагают, что гномы из «Хоббита» были своеобразным ответом британца немецкому композитору. В другом письме Толкиен, жалуясь другу на издателя, говорил, что не считает отсутствие еврейских кровей «признаком благородства».