Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
26 декабря 2012, источник: РИА Новости

Книги и вино станут трендами рынка антиквариата в 2013 году — эксперт

МОСКВА, 26 дек — РИА Новости, Мария Ганиянц. Наибольшей популярностью на рынке антиквариата в следующем году будут пользоваться такие сегменты, как букинистика, нумизматика, коллекционные вина и фарфор, рассказал РИА Новости основатель Восточно-Европейского Антикварного Дома Сергей Юнин.

«Продолжающийся мировой финансовый кризис приведет к тому, что предметы антиквариата в будущем году в среднем подорожают на 20-25% и станут одной из наиболее выгодных инвестиций. В тренде будут фарфор и стекло, причем не только предметы классических западноевропейских брендов, таких, как “Мейсон” и “Эмиль Галле”, но и советские предметы сталинских времен 1920-30-х годов. Другими популярными предметами для коллекционирования станут элитное вино, антикварные книги и нумизматика», — пояснил он.

По мнению Юнина, грядущий год может стать переломным для российского антикварного рынка, особенно, если государство подключится к законодательному регулированию процесса и примет «Закон об антиквариате».

Согласно экспертной оценке аналитиков Восточно-Европейского Антикварного Дома, общий рынок антиквариата в России в 2012 году составил около 2 миллиардов долларов, причем порядка 90% всех сделок было совершено именно в «сером сегменте» этого рынка.

Антикварная книга

Букинистика, по мнению экспертов, сегодня, пожалуй, самый стабильный и быстрорастущий сегмент антикварного рынка. По словам Сергея Юнина, старинные бумажные книги в течение двух ближайших лет подорожают на 50-55%.

Известный коллекционер Василий Доронин отметил, что рынок букинистки в России за последние полтора года вырос в два раза, и эта тенденция продолжается.

Как рассказали РИА Новости участники недавней антикварной книжной ярмарки в ЦДХ, рынок букинистики и антикварной книги в России сейчас находится на подъеме: за последние пару лет цена некоторых редких экземпляров выросла в десять раз.

Член конфедерации антикваров и арт-дилеров CINOA Анатолий Боровков рассказал, что значительно подорожали первые прижизненные издания наших классиков, так называемая «Родная речь» от Пушкина и Лермонтова до Чехова и Достоевского, при этом коллекционеры стали обращать внимание и на внешний вид — при идеальной сохранности цена может значительно вырасти.

Анастасия Адамович, эксперт аукционного дома «Кабинетъ», подтвердила, что в последние два года статистика продаж свидетельствует о несомненном росте покупательского интереса на первые издания первых имен. Среди последних ценовых рекордов стала продажа на ноябрьском аукционе альбома «Москва реконструируется» Александра Родченко и Варвары Степановой с превышением эстимейта в 10 раз.

Нумизматика

Илья Лаврук, директор фирмы «Монеты и медали», одного из главных игроков на рынке, не разделяет восторга коллег по отношению к рынку нумизматики.

«Если сравнивать с другим антиквариатом, то нумизматика сегодня продается лучше, чем картины. Да и ситуация по сравнению с прошлым годом улучшилась, но не из-за роста цен, а из-за их падения. Рынок нумизматики нащупал дно, цены упали, и люди стали активно покупать», — пояснил он РИА Новости. Правда, шедевры все равно продаются очень дорого.

Так, например, в октябре этого года пробный рубль 1740 года ушел на швейцарском аукционе за 4,4 миллиона долларов (4,14 миллиона франков). Теперь этому лоту по праву принадлежит статус самой дорогой российской монеты, когда-либо проданной с молотка.

Рубль был выставлен на торги со скромной ценой в 250 тысяч франков и в каталоге значился как «самая ценная российская серебряная монета наряду со знаменитым Константиновским рублем». Таких рублей в мире существует всего пять штук. Два из них находятся в Эрмитаже. Это пробные монеты, их изготавливали во время правления Ивана VI, которому на тот момент было 8 месяцев. Сначала было принято решение вообще не изображать императора, и вместо него был изготовлен вензель. Но в тираж пошли монеты, где изображался младенец-император, а эти несколько пробных экземпляров сразу стали нумизматической редкостью.

Пробный рубль Ивана VI побил рекорд 20-ти рублей императрицы Елизаветы Петровны, которые держали первую строчку самых дорогих российских монет с 2008 года: они ушли с лондонского аукциона за 2,8 миллиона долларов (1,782 миллиона фунтов).

Но, это, скорее исключение, и, по словам Лаврука, коллекционеры пока не готовы выкладывать немаленькие суммы за русские монеты.

Фотография

При этом, далеко не всегда прогнозы экспертов о росте того или иного сегмента на рынке искусства оказываются верны.

Несколько лет назад эксперты твердили о том, что рынок фотографии имеет колоссальные перспективы роста. Но, после того, как самый крупный в мире закрытый паевой инвестиционный фонд художественных ценностей «Собрание. ФотоЭффект», сформированный на основе коллекции из 700 тысяч фотографий и негативов общей стоимостью почти в 500 миллионов долларов, объявил о расформировании, о рынке фотографии в России можно будет забыть на долгое время. Фонд будет расформирован: по закону его активы не могут быть возвращены владельцам-пайщикам (среди которых много значимых коллекционеров), из чьих собраний создавался фонд, их придется реализовывать через серию аукционов, которая намечена на следующий год.

В марте 2011 года управляющая компания «Агана» сформировала крупнейший в мире арт-фонд «Собрание. ФотоЭффект», в активах которого — фотоархивы Александра Родченко, Анри Картье-Брессона, уникальные работы британца Роджера Фентона и дагерротипы Жиро де Пранже, личные архивы выдающихся деятелей XX века и многочисленные произведения отечественных и зарубежных мастеров фотоискусства оценочной стоимостью почти 500 миллионов долларов. И это при том, что ежегодный оборот мирового рынка фотографии оценивается всего в 100-150 миллионов долларов. В активе фонда не только арт-фотография, но и снимки, представляющие историческую ценность, в том числе и крупнейшая коллекция военных репортерских фотографий, которые планировалось открыть для исследователей. Фонд был сформирован сроком на 15 лет, управляющая компания собиралась продвигать российскую фотографию и формировать рынок внутри своей страны, в том числе и за счет создания истории российской фотографии, многотомных качественных исследований, которые откроют всему миру, что фотография в России есть.

Причина, по которой было принято решение о закрытии фонда художественных ценностей, — дальнейшая экономическая нецелесообразность его обслуживания, которое оказалось слишком дорогим (страховка, хранилище и прочие расходы). Есть несколько вариантов того, как распродажа активов фонда отразится на российском, да и мировом рынке фотографии. Если экспертная оценка была верна, то рынок фотографии ждет непонятная ситуация на долгое время, если цены завышены, то это также негативно отразится на рынке, так как попахивает аферой, и наконец, если пайщики сами выкупят свои собрания, то для рынка, который стремится к прозрачности сделок, это ничего хорошего не несет.

Инвестиции в искусство

Вопрос о перспективах инвестиций в искусство волнует сегодня многих российских экспертов.

Основатель компании Skates Art Market Research, недавно купивший 70% ярмарки современного искусства Viennafair, Сергей Скатерщиков считает, что при построении инвестиционных портфелей в последние годы все чаще привлекаются предметы искусства, так как они обладают защитными качествами и способны сохранять капитал в условиях сильной волотильности (изменчивости цены) на рынках.

«Для частных инвесторов вложения в искусство очень важный вопрос: идея инвестировать в искусство получила очень широкое развитие. Наиболее дорогие предметы искусства неплохо растут в цене, особенно в то время, когда все остальное падает», — рассказал он ранее РИА Новости.

По его мнению, большинство стратегий инвестирования в искусство являются персональными, они ориентированы на «брендирование» людей. «Это вопрос того, что ты оставишь после себя, как будет позиционироваться твое имя в твоей стране или в твоем городе. Но в нашей стране яркие люди боятся поднимать себя на флаг и брендировать себя предпочитают за границей», — сказал он.

Арт-директор Viennafair: к русским сначала отнеслись скептически >>

Не способствует развитию инвестиций в искусство и «серый» российский рынок, и несовершенство законодательной базы, и отсутствие принятой за границей системы оценки, которая бы дала возможность отдавать предметы искусства в залог, как это принято у западных банков.

Например, некоторые банки предоставляют до 150 миллионов долларов под залог произведений искусства. Особенно часто подобные ссуды, когда клиенты нуждаются в ликвидности, предоставляют аукционные дома: для них это и способ привлечения лояльного клиента и возможность получить лот для торгов.

Впрочем, если количество игроков, готовых ставить по-крупному, используя при этом инструменты финансового рынка, в России вырастет (а эта тенденция уже наметилась с приходом на рынок антиквариата профессионалов из банковского сектора и крупного бизнеса), то это станет знаковым шагом, чтобы вывести отечественный рынок искусства на принципиально иной уровень.