Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
28 декабря 2012, источник: ТАСС

Почему нужны квоты отечественному кино?

В I квартале 2012 года доля отечественного кино в прокате по количеству проданных билетов cоставила 36%, а по сборам — 30%

Поговорим о кино? Точнее об отечественном кино. А еще точнее,  о доле российских фильмов в нашем кинопрокате.

В России, уверен, огромное количество людей, которые считают кино важнейшим из искусств. В этом можно убедиться по заполняемости залов и по количеству кинозалов в каждом торговом центре.

Но часто ли вы смотрите в этих кинотеатрах именно отечественные фильмы? Осмелюсь предположить, что зарубежные чаще.

И дело  не в том, что нет современного российского кинематографа или нет молодых талантливых режиссеров. Кинематограф есть, и таланты имеются. Просто, к великому сожалению, их имена хорошо знакомы только тем, кто специально интересуется, но не массовому зрителю: Попогребский, Звягинцев, Сигарев, Мизгирев, Герман мл., Буcлов, Вырыпаев, Хлебников и др.   Их работы имеют успех на мировых фестивалях всех уровней, но дома, за редким исключением, выходят почему-то ограниченным прокатом.

Хотя, ответ на вопрос «почему» ясен. Стоит признать, что в конкурентной борьбе за места в зрительном зале с мощнейшей киноиндустриальной машиной под названием Голливуд мы, конечно же, проигрываем. Не секрет, что фильмы про Трансформеров или каких-нибудь супергероев из комиксов куда более выгодны с коммерческой точки зрения для кинопрокатчиков и владельцев кинозалов. Под американские блокбастеры и попкорн жуется вкуснее, чем под наши фильмы о тонкой душевной организации. Так уж получилось, что наша фишка, это тонкое интеллектуальное кино, а не экшен, кровь, взрывы и монстры. Пример с Тимуром Бекмамбетовым и его «Дозорами» не в счет. Он один такой на постсоветском пространстве, грамотно оседлавший современные технологии и превративший в успешный конечный продукт. Это скорее исключение из правил. Про попытки остальных попробовать создать фантастический российский блокбастер и говорить не хочется. Пока рановато.

Но стоит задуматься, что через кинематограф нам транслируется порой чуждая система ценностей. Очень качественно, очень красиво и грамотно нас заставляют проглотить то, что для нас было всегда неприемлимо. А потом вдруг мы удивляемся, что кризис семьи, что детки наши спокойно реагируют на проявление насилия, ведут распутный образ жизни и сами становятся порой похожи на персонажей «Дома 2» и «Каникул в Мексике».
Нет! Я ни в коем случае не говорю, что во всем виноваты заморские буржуины, которые хотят нас поработить. И уж точно я не хочу отрицать современные достижения цивилизации и ретроградствовать, воспевая красоту русских березок. Березки-это круто, но и отставать не надо.  А мы не то. что отстаем, мы плетемся в хвосте сейчас. Во всех смыслах…

Но эта ситуация не эксклюзивна, и Россия в этом плане не одинока. Европейскому кино тоже когда-то было очень тяжело в смысле соревнования с американским братом. Во имя спасения отечественной индустрии во Франции, например, законодательно обязали показывать свое кино. То есть, речь идет о конкретной обязательной доле в кинопрокате от общего объема.

Благодаря такому решению, кинематограф Франции возродился, и мы с вами стали тому свидетелями. Именно из-за такого смелого, а первоначально не популярного хода, французы подарили миру кучу современных шедевров: от «Амели» до «1+1», и просто хороших семейных фильмов  от  «Такси» до «Приключений Астерикса и Обеликса».

Мало? Вот другой пример. За сравнительно короткий период гениальный режиссер Люк Бессон, подаривший нам «Голубую бездну», «Подземку», «Никиту»,  «Леона» и многие другие классные фильмы, открыл в себе талант продюссера коммерческого кинематографа с французским акцентом. Боевики, комедии, драмы, даже полномасштабные фантастические блокбастеры – вся эта палитра жанров производится под штампом «Made in France.» А возможно, это стало возможным только благодаря практике защиты своего отечественного производителя.

Вот и наши  законодатели, наконец-то,  озаботились данной проблемой.  Уже выдвинута законодательная инициатива о поддержке отечественного кинемотографа в виде 20% квоты от всего проката.

Самое важное, что эта мера не предусматривает какого-либо запрещения или противопоставления одного другому.  Иначе, это стало бы  очередной борьбой с ветряными мельницами. Это дает лишь право на жизнь и право на борьбу с более сильным соперником.

Вениамин Роднянский – член Общественный Палаты, политолог, популярный общественный деятель и блоггер. Принимает активное участие в качестве медиатора в громких резонансных социально-политических делах, связанных с преступлениями на межнациональной почве – дело Расула Мирзаева, дело Киргизии, дело Крестова. Автор вики-доклада «Гражданская нация 2.0».