Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
14 января 2013, источник: ТАСС

Премьера трагедии «Электра» откроет Малую сцену в Театре наций под руководством Евгения Миронова

МОСКВА, 14 января. /Корр. ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова/. В Государственном театре наций под руководством народного артиста РФ Евгения Миронова сегодня состоится важная церемония: здесь открывается Малая сцена. Она построена как зал-трансформер, рассчитанный на 200 мест, и оборудована самой современной техникой.

«Это прекраснейшее место, где молодым художникам предоставлено творить», — сказал в интервью ИТАР-ТАСС Евгений Миронов. Однако сам он, вопреки ожиданию, сегодня не собирается «светиться» на новых подмостках, выступая с приветственной речью.

«Это сбило бы смысл очень значимого для нас события, — пояснил популярный актер. — Ведь в нашем случае торжественность не в официозе и банкете, хотя последний, конечно, предусмотрен. Торжественность будет заключаться в специально подготовленной премьере, которой станет трагедия Еврипида “Электра”.

Разумеется, пьеса, написанная две с половиной тысячи лет назад, прочитана современным взглядом. Достаточно сказать, что действие спектакля развернется в условном “древнегреческом” аэропорту. Этот неожиданный антураж уже смогли оценить журналисты на предпремьерном показе спектакля. Однако в основном инсценировка Еврипида оказалась в полном соответствии с каноническим текстом, содержание которого заключается в том, что микенский царь Агамемнон убит своей женой Клитемнестрой. И тогда их дети Орест и Электра совершают акт возмездия, лишая жизни собственную мать.

Но режиссер Тимофей Кулябин не ограничивается изложением внешних событий. Он стремится подойти к ним с позиций сегодняшнего дня. “Внутри самой пьесы заложен парадокс — герои имеют полное право на убийство матери, оно обоснованно, мотивировано и доказано, — рассуждает постановщик. — Однако Еврипид делает шаг в сторону „психологизации“ персонажей. Совершив убийство матери, Электра и Орест „спускаются“ с котурн, перестают быть героями, превращаясь в банальных убийц”.

Такого же мнения придерживаются и исполнители главных ролей. Так, актер Олег Савцов, играющий Ореста, убежден, что “через месть истины добиться невозможно”.

Полностью солидарна с “братом” и Электра, в образ которой перевоплотилась известная молодая актриса Юлия Пересильд. Кстати, она предстает в спектакле абсолютно лысой, что, впрочем, соответствует тексту Еврипида.

“Даже в русской традиции есть обряд, когда обесчещенная девушка обрезает себе косу, — говорит артистка, — я же решила поступить более кардинально и обрить все волосы на голове”. И хотя такого облика белокурая звезда Театра наций добивается с помощью парика, осуждающее отношение к поступку своей героини у нее только обостряется.

“Слово „возмездие“ лишь звучит красиво, — считает актриса. — Когда же на практике мы сталкиваемся с ним, это всегда криминальная хроника”. Сама же Юлия Пересильд в реальной жизни, по ее признанию, старается “двигаться в сторону прощения людей”.

Вот с такого непростого во всех отношениях спектакля начнется сегодня творческая биография Малой сцены Театра наций. “Мечтаю, чтобы это место стало эксклюзивным, предназначенным для подготовленной публики”, — замечает Евгений Миронов. С другой стороны, он убежден, что “такое сценическое пространство как нельзя лучше подходит для эксперимента”. Худрук Театра наций уверен: “Без притока свежего воздуха театр не сможет развиваться, а, значит, попросту не сможет выжить”. По его мнению, “камерный зал — совершенно иной способ существования, где актер проверяет, насколько он владеет своей профессией”. Миронов знает это на собственном опыте: ему не раз приходилось играть на Малых сценах, когда разговор со зрителем идет, что называется, “глаза в глаза”. “Когда все начистоту и нельзя обмануть”, — заявляет популярный актер. Он искренне переживает, что подобных площадок в Москве катастрофически не хватает. И очень рад, что такую сцену сумел построить в своем театре.

А вот на вопрос о том, появится ли сам Евгений Миронов на новых подмостках, он отвечает уклончиво: мол, если пригласит какой-нибудь молодой режиссер, так с превеликим удовольствием. Пока же любимец публики репетирует моноспектакль с выдающимся канадским режиссером Робером Лепажем.

“Весь ноябрь прошлого года мы работали в Канаде, в марте я снова поеду туда, — рассказал Миронов. — А премьера должна состояться в декабре в Москве”. Однако, как выяснилось, играть моноспектакль Миронов будет не на Малой, а на Основной сцене.

“Так решил режиссер”, — сообщил он. Но, в общем, это и к лучшему: ведь у замечательного актера огромная армия поклонников, которых едва ли сможет вместить даже самый большой зал.