Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Строй, владей, эксплуатируй: Россия строит в Турции АЭС В Турции началось строительство первой в стране атомной электростанции. Это совместный проект Москвы и Анкары
23 января 2013, источник: РИА Новости, (новости источника)

Новый директор ГИИ против гуманитарного «Сколково»

МОСКВА, 23 янв — РИА Новости. Доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания (ГИИ) Наталия Сиповская, которая с 1 февраля вступит в должность его директора вместо уволившегося по собственному желанию Дмитрия Трубочкина, считает, что объединить в гуманитарное «Сколково» все подведомственные Минкультуры НИИ невозможно.

Эта смена руководства произошла после проверки, которую провели в ГИИ и еще одном заведении в системе ведомства — Институте культурологии. В результате, у представителей независимой экспертной комиссии появились некоторые претензии в отношении эффективности деятельности этих учреждений. Следом состоялось заседание рабочей группы по образованию и науке в сфере культуры Общественного совета при Минкультуры — тогда директор Института культурологии Кирилл Разлогов предложил создать «гуманитарное “Сколково” в системе Минкультуры на базе подведомственных министерству научно-исследовательских бюджетных учреждений (всего их пять), а также других организаций социокультурной направленности.

“По поводу объединения — пока я против, объединить все институты невозможно. Должна существовать идея или четырехугольника, или пятиугольника, чтобы специализировать решения. Очень большие структуры, как правило, превращаются в амебообразные”, — объяснила на пресс-брифинге в Минкультуры в среду Сиповская.

По ее мнению, необходимо “четко сформулировать и ограничить зону деятельности каждого института”. Всего их в системе Минкультуры пять — помимо Институтов искусствознания и культурологии, это также ГосНИИ реставрации, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия и Российский институт истории искусств в Санкт-Петербурге.

“Каждый институт ждет, надеюсь, требовательная к себе реконструкция, а после нее будет видно, что останется в остатке, какие научные школы и ресурсы они представляют, какую научную деятельность способны покрыть не только заявленными сферами деятельности, но и человеческим ресурсом. Я имею в виду, прежде всего, профессиональный ресурс”, — сказала будущий директор ГИИ.

Сиповская, работающая в Институте искусствознания с 1989 года, признала, что некое обновление необходимо, поскольку он “немного амофрный по своей структуре и надо ее кристаллизовать”.

“Если институту предстоит реорганизация, надо проести ее с максимальной пользой — ему она не помешает”, — отметила она и добавила, что без поддержки коллег не решилась бы занять директорское кресло.

“Более всего прийти на этот пост меня сподвигла ответственность перед институтом, я здесь с аспирантуры, здесь работают мои учителя. К очень многому обязывает доверие министра, и к очень многому обязывает доверие коллег, но доверие министра без доверия коллег вряд ли я могла бы поручиться оправдать”, — сказала Сиповская, кандидатуру которой выдвинул сам Трубочкин, а коллектив на состоявшемся во вторник ученом совете ГИИ поддержал.

Сама она считает эту инициативу данью не столько своему академическому статусу, сколько организационному опыту в сфере культрегерских проектов, в частности по учреждению издательства “Пинакотека”, где выходил одноименный альманах. В редакции Сиповская организовывала выставки современных художников в рамках проекта “Картинки” (32 проекта), среди них — первые персональные выставки Александра Джикии (1998 год) и Константина Батынкова (1999 год), а также выставки Игоря Макаревича и Елены Елагиной, Леонида Тишкова и Александра Пономарева.

“Мне кажется, коллективу я понадобилась в данном случае как человек, способный оживлять „мертвое тело“, будь то академическая дисциплина или устоявшиеся институции, которые получают неожиданные и, подчас, не всегда креативные истории”, — предположила Сиповская.

По ее словам, в ближайшие планы входит написание концепции развития ГИИ, а также оживление международных связей и организация “активных, живых” проектов, чтобы отечественная гуманитарная наука возобновила свои позиции в мировом контексте. Кроме того, она будет решать вопрос с совмещением работы научных сотрудников в ГИИ и других местах, поскольку не видит в этом ничего зазорного, объяснив это тем, что “профессионал нужен везде, а если человек нужен только своему институту, скорее всего, он нужен только ему”.

Трубочкин, бывший директором ГИИ последние пять лет, остается в институте завсектором исторической социологии искусства, чтобы продолжить свою исследовательскую и научную деятельность.