Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Чем известен Дмитрий Хворостовский22 ноября после продолжительной болезни скончался оперный певец Дмитрий Хворостовский
24 января 2013, источник: РИА Новости, (новости источника)

Башмет начал празднование юбилея в Московской консерватории

МОСКВА, 24 янв — РИА Новости, Елена Чишковская. Знаменитый альтист и дирижер Юрий Башмет выступил в среду в Большом зале консерватории в сопровождении возглавляемого им Государственного симфонического оркестра «Новая Россия».

 Вечер, в котором также приняли участие французский кларнетист Мишель Порталь, немецкая скрипачка Анне-Софи Муттер и маэстро Валерий Гергиев, дал старт фестивалю, посвященному 60-летию Башмета.

Накануне собственно дня рождения и главного фестивального концерта, на котором Башмет пообещал порадовать слушателей «самыми разнообразными жанрами и стилями», музыкант решил сыграть строго академическую программу. В каждом произведении он исполнял солирующую партию, уступив дирижерский пульт Гергиеву.

В первом отделении были исполнены два двойных концерта. В романтичном опусе Макса Бруха вторым действующим лицом стал кларнетист Мишель Порталь. В произведении современного американского автора Андре Превена вместе с Башметом солировала блистательная Анне-Софи Муттер. Именно для этой музыкальной пары Превен и создал свой концерт, который в России до этого ни разу не исполнялся. Во втором отделении прозвучал концерт для альта, хора и оркестра «Стикс» Гии Канчели — произведение, созданное в 1999 году специально для Башмета и получившее благодаря ему мировую известность. Сегодняшнее исполнение приехал послушать сам автор.

При всей изысканности, первое отделение все же проиграло второй части концерта. Опусу Бруха не хватило живого дыхания и свободы исполнения. Создавалось ощущение, что у двух замечательных виртуозов Башмета и Порталя просто не было времени порепетировать в свое удовольствие, сыграться, найти общий язык, на котором во время концертного исполнения они могли бы вести «беседу», не думая о нотах. Увы, гармоничного ансамбля не получилось — каждый играл свою партию, и объединить их не удалось даже дирижеру.

В двойном концерте Превена, напротив, ансамбль был прекрасный, поскольку Муттер и Башмет ранее уже сыграли мировую премьеру концерта в Нью-Йорке, и могли выйти на сцену даже не репетируя. Но тут разочаровал оркестр. Насыщенная полифоническая ткань, игра оркестровыми объемами, тонкая нюансировка и даже отдельные интонации — во всем слышалась топорность и широкий мазок. Очевидно, что и тут не хватило репетиционного времени — охваченное дирижером и оркестром целое явно нуждалось в более тщательной выделке, благодаря которой все выдумки изобретательного Превена — мастера оркестра — стали бы очевидны не только для исполнителей, но и для публики.

Исполнение «Стикса», в котором приняла участие Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова, стало главным событием вечера. В этом произведении Гергиев оказался в своей стихии — стихии драматических событий, мощнейших звучностей, вырастающих из одного то ли скрипа, то ли всхлипа, картин порой очень страшных и тоскливых, порой просто таинственных, но совершенно точно иных миров. Особенно впечатляло единение оркестра и хора, а также умение дирижера выдерживать эффектнейшие паузы, после которых ком нарастающей оркестровой массы, казалось, обрушивался на головы слушателей с неотвратимостью снежной лавины. Правда, в этом бушующем цунами нередко терялся главный герой «Стикса» — собственно солирующий альт, но были и фрагменты, которые Башмет исполнял своим фирменным звуком, услышав который, можно было тут же забыть про весь оркестр.

По завершении «Стикса» зал взорвался овациями. И солист, и дирижер получили множество букетов, а также благодарности от автора — Канчели поднялся на сцену и поздравил юбиляра.