Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
29 января 2013, источник: Газета.Ру

Кино нашли директора по средствам

Исполнительным директором Фонда кино вместо Сергея Толстикова станет Антон Малышев, сын ректора ВГИКа Владимира Малышева. По информации «Газеты.Ru», решение о смене руководства Фонда уже принято и будет утверждено на заседании Попечительского совета организации, который пройдет во вторник вечером.

На пост директора Фонда 33-летний Малышев приходит с должности помощника полпреда президента в Центральном федеральном округе. При этом у нового руководителя ФК есть опыт продюсерской работы в кино — он возглавлял кинокомпанию «Ама», продюсировал несколько художественных фильмов.

Нового директора источники «Газеты.Ru», знакомые с ситуацией в отрасли, называют «человеком Суркова» и характеризуют как компромиссную фигуру, которой удастся если не договориться соблюсти разумный баланс между запросами ключевых игроков отрасли с одной стороны и госструктур с другой.

О том, что Сергей Толстиков может в скором времени уйти со своего поста, в киноотрасли заговорили еще в ноябре минувшего года. На решение о его отставке могли повлиять две причины. По итогам 2012 года ни один из профинансированных через Фонд фильмов с господдержкой не попал в десятку лидеров проката, а доля выручки российских фильмов так и не достигла 18% — именно такую задачу ставили перед институцией в правительстве.

Кроме того, Толстиков высказался резко против (в том числе — в статье, написанной специально для «Газеты.Ru») политики Минкультуры в области кинематографии — в том числе против квотирования отечественных фильмов в кинопрокате и контроля за определением тематики фильмов, получивших господдержку.

После того, как министр культуры Владимир Мединский на совещании президентского совета по кино прямо объявил о желании «визировать» траты Фонда, конфликт перешел в открытую фазу: замминистра культуры по кино Иван Демидов и Сергей Толстиков дали СМИ несколько интервью и комментариев, в которых констатировали противоречия в своих позициях по данным вопросам.

Толстиков настаивал на независимости ФК и партнерском характере его отношений с Минкультом, Владимир Мединский и его заместитель Иван Демидов — на выделении ФК роли «финансового агента» и его подконтрольности и подотчетности Минкульту как проводнику госполитики в области кино.

В начале декабря прошлого года на правительственном совещании вице-премьер Владислав Сурков, курирующий в правительстве киноотрасль, заявил о пересмотре схемы господдержки кинематографа. По ней, сумма в 5,2 млрд рублей, направляемая на поддержку отрасли, теперь будет поделена между Фондом кино и Минкультуры в иной пропорции: доля министерства возрастает с 1,5 млрд рублей до 2.2 млрд, а Фонду достается 3 млрд рублей (вместо прошлогодних 3,8 млрд). Минкультуры продолжит поддерживать авторское, детское, дебютное и социально значимое кино, а Фонд же будет финансировать коммерческие картины, причем один миллиард из трех он будет раздавать в виде возвращаемого кредита, а оставшиеся два — по-прежнему, на безвозвратной основе.

Интересно, что Толстиков, в отличие от Малышева, до своего назначения в Фонд вообще не имел отношения к кино, работал на руководящих должностях в структурах Альфа-банка, Российского банка реконструкции и развития, Евраз-холдинге. Его назначение киноотрасль приняла с настороженностью. «Никому тогда не нравилось ни система распределения денег между семью-десятью лидерами отрасли, ни фигура нового человека, который пришел из бизнеса», — рассказывал «Газете.Ru» киновед Даниил Дондурей, — «однако довольно быстро Толстикову удалось не только разобраться в делах во вверенной ему области, но и выстроить прозрачную и четкую работу по распределению средств». По словам эксперта, Толстикову удалось свести к минимуму коррупциемкость в вопросе распределения ввереных ему средств.

По мнению режиссера, президента национальной премии «Лавровая ветвь» Виталия Манского, Толстиков поплатился постом именно за свою независимую позицию. «Смена руководства Фонда с самостоятельной фигуры, Толстикова, на более близкого к Минкульту Малышева ставит своей целью приближение работы Фонда к амбициям Владимира Мединского.

Если бы всех устраивала независимость Толстикова, то такого суперэффективного менеджера, как он, никто бы никогда не уволил», — полагает эксперт, — «а теперь Фонд имеет все шансы превратиться» в своего рода «департамент зрительского кино».

Впрочем, именно выстраивание отношений с Минкультуры станет основным вызовом для нового директора, полагают собеседники «Газеты.Ru». Правда, в самом Министерстве назначение оценивают положительно, а ключевым в отношениях с Фондом считают выполнение им правительственного поручения по увеличению доли проката кино, снятого российскими компаниями-мейджорами при господдержке.

Автор: Анастасия Лисицина