Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
5 февраля 2013, источник: Газета Коммерсантъ, (новости источника)

Погодные условности

На сцене культурного центра ЗИЛ состоялась премьера балета «Времена года», поставленного тремя хореографами на музыку Владимира Мартынова. Смену климата в балете «Москва» почувствовала ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА

Тут надо уточнить: в этом коллективе всегда были две совершенно автономные труппы — современная и классическая. И если «современники» время от времени удивляли столицу лихой премьерой (даже получали «Золотые маски»), то «классики» считались полным отстоем — сюда приходили те, кого не брали в более приличные московские компании. Собственно «Лебединые озера» и «Дон Кихоты» балета «Москва» мало кто видел, кроме случайной публики и друзей артистов,-- так что, честно говоря, о реальном состоянии труппы обозреватель «Ъ» имела хотя и негативное, но весьма туманное представление.

В начале сезона в балете «Москва» случилась революция: его возглавила Елена Тупысева — опытный менеджер, специализирующийся по современному танцу. Она произвела кадровую чистку, провела конкурс (в результате чего в классической труппе вместо 45 человек осталось 25) и провозгласила курс на совершенно оригинальный репертуар — чтобы местных «классиков» даже не пытались сравнивать с коллегами из серьезных классических компаний. Первенцем новой репертуарной политики и стали «Времена года», которые композитор Мартынов предоставил в распоряжение балетных людей вместе с Opus Posth — струнным оркестром Татьяны Гринденко, поддержавшим премьеру живым исполнением.

Под «Временами года» Владимир Мартынов подразумевал не календарь. Его сезоны — это исторические периоды в истории музыки: минималистская партитура основана на темах Вивальди, Баха, Мендельсона и Пярта. В балете «Москва» столь сложную музыку побоялись отдавать одному хореографу и поручили постановку сразу трем. За «Весну» и «Зиму» отвечал Кирилл Симонов (бывший артист Мариинского театра, ныне — глава Петрозаводского балета), за «Лето» и «Осень» — Анастасия Кадрулева и Артем Игнатьев, получившие балетмейстерское образование в петербургской Академии Вагановой, однако в работе с «классиками» ранее не замеченные.

Разница хореографических стилей не была вопиющей: идущий без антракта 100-минутный балет выглядел цельно и стройно, чему способствовал скандинавский лаконичный дизайн Дженни Нордберг, рассекшей сцену плоскими черными вертикальными панелями. Совмещенные на заднике, они создавали образ глухой зимней беспросветности, разреженные по пространству сцены — позволяли вообразить лесной пейзаж довольно зловещего вида.

Хореография, впрочем, пользовалась этими «деревьями» весьма фривольно, особенно «Летом», во время любовных игр безымянных персонажей, отсылающих искушенных зрителей к первому в истории балета модернистскому опусу — «Послеполуденному отдыху фавна» Вацлава Нижинского. Хореографы обошлись без цитат, однако юноша, раскинувшийся на полу, столь же лениво-пристально наблюдал за любопытными и пугливыми девицами, шнырявшими меж «стволов» в поисках партнеров, а мизансцена — взгляд глаза в глаза с самой решительной из «нимф» — так же, как в «Фавне», оказалась эмоциональной кульминацией фрагмента.

Главные любовные драмы развернулись «Зимой»: хореограф Симонов поставил четыре дуэта с трагическими, даже фатальными развязками и весьма отважным по нынешним временам гендерным разнообразием. И если поддержки в разнополых адажио были несколько схожи (преобладали выбросы с разножками в шпагат с последующим скручиванием партнерши либо за спиной, либо у пола), то чисто женский дуэт Софьи Гайдуковой и Ирины Лобковой, окончившийся убиением одной из них, отличался не только психологическим напряжением, но и вполне убедительным танцевальным взаимодействием.

«Времена года» опираются на классический тренаж, однако предлагают артистам новые для них координационные задачи и темпы. Труппа залихватски ломает позвонки и забрасывает руки вокруг головы и торса, отважно бросается на пол после прыжков; учится не заигрывать с залом, как положено «классикам», а сосредотачивается на сценических задачах. Самые слабые члены коллектива тактично запрятаны в задние ряды (благо с пространством сцены и рисунком массового танца хореографы Игнатьев и Кадрулева работают весьма умело), лидеры труппы (Людмила Доксомова, Алевтина Мухортикова, Кирилл Зарецкий) получили эффектные соло и дуэты, позволяющие оценить их достоинства.

А невысокая крепышка Софья Гайдукова, внучка знаменитой директрисы Московского училища Софьи Головкиной, которую долго и тщетно тянули в классические балерины, раскрылась в современной хореографии совершенно неожиданным образом: ее напор, бесстрашие, умение справляться с рискованными техническими и актерскими задачами сделали артистку незаменимой во всех четырех временах года.

Подобной самоотверженной ретивости от настоящих «классиков» ожидать трудно, азарт артистов укрупняет и разнообразит хореографию, и в результате нелегкие «Времена года» пролетают так же незаметно, как и реальное время. Словом, балет «Москва» свою первоочередную задачу выполнил: получил скроенный по собственный мерке спектакль, а заодно избавился от невыгодных сравнений.