Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
6 февраля 2013, источник: Вести.Ru

Современная церковь: РПЦ утвердила процедуру выборов Патриарха

Впервые в истории Русской православной церкви официально утверждена процедура избрания Патриарха

Решением Архиерейского собора, который прошел в Москве, предстоятель будет избираться теперь тайным голосованием на Поместном соборе. Это расширенный круг выборщиков, который может включать мирян.

Один из итогов нынешнего Архиерейского собора — впервые процедура выбора Патриарха теперь четко прописана. Ведь почти двести лет до 1917 года Патриарха не было вовсе. Главой Русской православной церкви был монарх.

У истории своеобразное чувство юмора: полторы недели, как к власти в России пришли большевики, Поместный собор избирает патриарха. Строго говоря, это были не совсем выборы. В два тура определили трех кандидатов, а потом старец Зосимовой пустыни вынул жребий с именем одного из них.

Так первым за два века Патриархом стал митрополит Московский Тихон. Ему-то и пришлось бессильно наблюдать, как рушат храмы, переплавляют оклады, пускают иконы на дрова.

Потом был 1943 год, когда Иосиф Сталин решил позвал к себе архиереев, которых не успел расстрелять. В войну религиозная потребность людей была колоссальная. Говорят, тайно молились даже маршалы и командующие фронтов. И вот с одобрения советской власти иерархи провозгласили Патриархом митрополита Сергия. В 1945 году, после его кончины, безальтернативно его место принял митрополит Алексий.

Действительными выборами Патриарха стали выборы в 1990 году. Тайным голосованием Патриархом стал Алексий Второй.

Процедуру выборов на Поместном соборе прошел и нынешний Патриарх Московским и Всея Руси Кирилл.

«Архиерейский собор в составе всех архиепископов Русской православной церкви предлагает несколько кандидатов – троих кандидатов. Затем эти кандидатуры выносятся на рассмотрение Поместного собора. И Поместный собор из этих троих кандидатов выбирает одного. При этом сам Поместный собор сам может предложить дополнительных кандидатов», — поясняет заместитель управляющего делами Московской патриархии, руководитель контрольно-аналитической службы архимандрит Савва Туттунов.

Проблема, которой церковь всегда уделяла много внимания, — семья, ее благополучие и неблагополучие. Роль государства, считают священнослужители, должна быть, но по отношениям между детьми и родителями нельзя проходиться формальным катком. Семейное право, ювенальная юстиция — то, где крайне важен дух закона.

«Конечно, какие-то формы контроля над семьей могут быть необходимы. Но никогда государство не должно оказаться над семьей, когда приходят, например, инспекторы. Смотрят, в холодильнике не находят апельсинов и говорят, что поэтому дети должны быть изъяты из семьи. Это не просто нонсенс, это преступление против семьи», — отмечает председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Это позиция РПЦ. То есть церковь предлагает и обществу и власти взглянуть на деликатную проблему с такой точки зрения, чтобы выработать общее решение.