Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
7 февраля 2013, источник: ТАСС, (новости источника)

Современный рижский «Евгений Онегин» выходит на историческую сцену Большого театра

МОСКВА, 7 февраля. /Корр. ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова/. На исторической сцене Большого театра сегодня открываются гастроли Латвийской национальной оперы /ЛНО/.

Первым спектаклем в исполнении гостей станет «Евгений Онегин» Чайковского, которого также дадут 9 февраля. Как сообщили ИТАР-ТАСС, все билеты на оба представления полностью раскуплены. Третий — незапланированный, журналистский аншлаг рижский «Онегин» собрал на генеральной репетиции, состоявшейся в минувшую среду.

Такой ажиотаж в немалой степени спровоцировала пресс- конференция, где постановщик спектакля — директор ЛНО, известный режиссер Андрейс Жагарс рассказал, что перенес действие оперы Чайковского из Х1Х века в наши дни.

Понятно, что москвичам будет интересно сравнить латвийскую версию с нашумевшим «Евгением Онегиным» в постановке Дмитрия Чернякова, который уже седьмой сезон с неизменным аншлагом идет в Большом театре. Как выяснилось, новый рижский «Онегин» пользуется не меньшей популярностью — посмотреть на него съезжаются любители оперы со всей Балтии.

«Впрочем, осовремениванием классики нынче никого не удивишь, — неожиданно заявил Жагарс. — В каждом отдельном случае нужен индивидуальный ход. Важна концепция. Наш спектакль, к примеру, выстроен вокруг огромной кровати».

Разумеется, эта фраза произвела должное впечатление на журналистскую братию. Но последовавшее философское рассуждение Жагарса абсолютно исключило пикантную тему.

«Человек проводит значительную часть своей жизни в постели, — пояснил режиссер. — Там зачинают детей, рожают, спят, видят хорошие и дурные сны, это место для радости, но в то же время и для одиночества. И еще это место смерти. Постель в нашем “Онегине” — символический образ».

Действительно, по ходу спектакля этот образ неоднократно трансформируется. То превращается в праздничный стол на именинах Татьяны, то в поле битвы, где происходит дуэль Онегина и Ленского. А в финале словно «раскалывается» на девять белоснежных ледовых глыб, плывущих по зимней Неве.

Вот на таком фоне разворачивается перед зрителями «энциклопедия русской жизни» в интерпретации Латвийской национальной оперы. И хотя в этой версии Онегин ходит с ноутбуком, а Татьяна ведет собственный блог, их чувства, как утверждает Жагарс, остались такими же, как и у героев пушкинского романа.

Что касается исполнительского состава, то он в рижском «Онегине» совершенно замечательный. В партии Татьяны выступит звезда мирового класса Кристина Ополайс, только что с успехом дебютировавшая в Метрополитен-опере. В заглавной партии — молодой латвийский певец Янис Апейнис. Ленского поет чешский тенор Павел Чернох, чья международная карьера в последние годы становится все более впечатляющей. В роли Ольги занята польская певица Малгожата Панько. За дирижерским пультом предстанет музыкальный руководитель и главный дирижер Латвийской оперы Модестас Питренас.

Кроме «Евгения Онегина», в гастрольную афишу ЛНО включена «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти. Ее также поставил Андрейс Жагарс в свойственном ему современном ключе. Здесь в образ главной героини перевоплотится примадонна Латвийской оперы Сонора Вайце. Этот спектакль рижане покажут на Новой сцене ГАБТа 8 и 10 февраля, чем и завершат свои гастроли в Москве.