Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
10 апреля 2013, источник: РИА Новости

Тайную жизнь Музеев Кремля показывают на выставке в Москве

МОСКВА, 10 апр — РИА Новости. Выставка «Искусство сохранять искусство», посвященная скрытой от глаз посетителей Музеев Кремля стороне его жизни — реставрации, открылась в Москве в среду.

В отличие от большинства российских музеев, куда экспонаты попадали, как правило, из национализированных после революции коллекций, Музеи Московского Кремля являются тем местом, где произведения искусства, предметы быта, одежда аккумулировались исторически и, соответственно, с течением времени многим из них требовалась реставрация.

По сути, открывшаяся экспозиция посвящена мастерству специалистов, которые восстанавливают буквально из праха ткани, утраченное и былой блеск металлическим частям, удаляют записи с икон и возвращают прежнее величие предметам, среди которых есть сделанные еще в XIV веке. Но и не только — на этой выставке представлены экспонаты, которые не увидишь в постоянной экспозиции или на временных выставках, но они в полной мере дают представление о широте собрания музея. Это, например, принадлежавшие Петру II форменные кафтаны из сукна и шерсти или же кукла в платье начальницы ордена Святой Екатерины, одном из видов парадной придворной формы времен Екатерины II.

На выставке представлены отреставрированные за последние 10-15 лет памятники, в том числе детское седло Алексея Михайловича, принадлежавшая Александру I звезда ордена Александра Невского, родословная книга Российской императорской фамилии времен Павла I. Кроме того, впервые экспонируется икона «Троица» конца XV века, происходящая из Успенского собора Московского Кремля, которая представляет собой один ранних списков «Троицы» Андрея Рублева, а ее раскрытие позволило специалистам по высокому качеству живописи понять, что она была создана в близком круге Дионисия.

Понять, как выглядели все эти предметы до реставрационных работ, можно по прилагающимся фотографиям, некоторые из них до сих пор находятся в работе. Например, по покровцу рубежа XVI-XVII веков становится понятно, как очищается золотное шитье и укрепляется ткань, а по раскрытой наполовину иконе «Пророк и патриарх Иуда» — специфика реставрации иконописи.

Выставка продолжит свою работу в выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля до 11 августа.