Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
12 апреля 2013, источник: РИА Новости

Гагарин Инкорпорейтед, или куда уже собрались частные космонавты

МОСКВА, 12 апр — РИА Новости. День, когда весь мир вспоминает об историческом полете Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года, традиционно многих наводит на размышления о том, какой путь за 50 с лишним лет прошла пилотируемая космонавтика и куда, собственно, она идет.

Кто-то рассуждает о том, что идет она в тупик, полеты на околоземную орбиту себя исчерпали, а дальше человечество что-то никак не соберется. Кто-то видит будущее в более стойких к трудностям космоса потомках робота-астронавта Robonaut и прочит профессии Гагарина скорый конец. А кое-кто готовится продавать рекламу на бортах частных космических кораблей, которые, если верить их создателям, отправятся к Луне и Марсу едва ли не в этом десятилетии.

Энтузиасты частной космонавтики считают, что если у государств пока не получается вырваться за пределы «родной улицы», вся надежда, как всегда, только на бизнес. Космонавты-первопроходцы новейшей истории, по мнению этих смелых людей, будут летать не только и не столько под национальными флагами, сколько с зарегистрированными торговыми марками.

РИА Новости предлагает помечтать вместе с ними и представляет компании, к которым стоит приглядеться уже сегодня — очень может быть, что кто-то из них подарит нам нового «гагарина» эпохи космического капитализма.

Космическая песочница

Официальная граница космоса по определению Международной авиационной федерации находится на высоте 100 километров, и в этом тексте ограничимся теми, кого не особенно интересует все то, что происходит ниже. Своеобразной «песочницей» для частных космических корпораций в их гонке за Луной, Марсом и далекими планетами, как и для государств, может стать околоземная орбита и Международная космическая станция (МКС).

Уже сегодня НАСА финансирует программу частных пилотируемых рейсов к МКС, рассчитывая, таким образом, вновь начать запускать астронавтов с родной земли. В числе участников разных ее стадий, например, корпорации United Launch Alliance, Blue Origin, Sierra Nevada Corporation, Boeing, ATK, Astrium, Excalibur Almaz — правда, все они пока в лучшем случае тестируют детали и компоненты своих будущих кораблей на Земле. Есть чем похвастаться разве что SpaceX, стремительно переделывающей уже ставший знаменитым грузовой корабль Dragon в пассажирский. Если у них все получится, то первые астронавты верхом на «Драконе» смогут отправиться к станции уже в 2015-2016 годах.

За марсианским стеклом

Опыт мирового телевидения показывает, что реалити-шоу можно сделать практически из чего угодно, и создатели проекта Mars One решили проверить это утверждение, возможно, самым оригинальным в истории способом. Звездами реалити-шоу от нидерландского фонда, о создании которого было объявлено в мае прошлого года, станут первые «марсиане» — участники частной экспедиции на Марс, которую в Mars One хотят осуществить к 2023 году.

Продажа прав на трансляцию уникальной телепрограммы поможет, по задумке разработчиков проекта, покрыть часть затрат на него. Другой радикальный способ сэкономить — билеты в один конец: остаток жизни участники первой пилотируемой экспедиции на Красную планету проведут в поселении, заблаговременно построенном для них роботами.

Пока, впрочем, Mars One только начал набирать своих будущих героев: в начале года проект обнародовал список требований к «марсианам». Последний этап отбора первых четырех участников проекта, по законам жанра, пройдет уже в прямом телеэфире.

До города Марс-сити

Технические и медицинские сложности, связанные с попыткой отправить на поверхность Марса человека и затем вернуть его обратно домой заставляют авторов почти всех «марсианских» проектов сразу замахиваться на колонизацию Красной планеты. И если Mars One пока ставит на нескольких избранных и телерейтинги, то основатель космического грузоперевозчика SpaceX Элон Маск уже мечтает о настоящем городе или как минимум поселке городского типа — пусть и в чуть более отдаленном будущем.

Начать, впрочем, SpaceX тоже рассчитывает с десятка первопроходцев, которые на большом корабле доставят на Марс необходимое оборудование и материалы для строительства колонии. Затем ее население предполагается довести до почти 80 тысяч человек — для сравнения, немногим больше жителей, например, в Воркуте. Причем билет на Марс в один конец от SpaceX обойдется примерно в 500 тысяч долларов — за такую же сумму, если Марс вас не привлекает, можно будет дважды слетать в суборбитальный полет с Virgin Galactic.

Сам Маск на публике пока только мечтает и демонстративно подогревает слухи о том, что SpaceX, успешно отправившая три грузовых рейса к МКС, уже якобы разрабатывает подходящий для марсианских рейсов корабль под названием MCT — то ли Mass Cargo Transport, то ли Mars Colony Transport.

Обзорная экскурсия

Первому космическому туристу Деннису Тито, видимо, так понравился космос, что он решил показать его и другим людям — правда, на этот раз речь идет не об «увеселительной» туристической поездке на околоземную орбиту. Проект созданного им фонда Inspiration Mars Foundation предполагает беспосадочный полет к Марсу и обратно на Землю на значительно модифицированном корабле Dragon компании SpaceX.

По замыслу авторов идеи, скорее всего, астронавтами Inspiration Mars станет семейная пара, ведь им придется делить на двоих всего 35 кубических метров жилого пространства, половина которого поначалу будет занята припасами — то есть на старте им придется уживаться примерно в одной среднестатистической российской кухне.

Шанс воспользоваться определенным взаимным положением двух планет и «скататься» до Марса и обратно по необходимой траектории и всего за 501 день выпадает не так уж часто: следующая возможность после 2018 года, выбранного в качестве цели Inspiration Mars, представится только в 2031 году. Таким образом, «марсиане» Тито в первом случае лишь увидят в окно начало стройки, которую только-только развернут на поверхности роботы проекта Mars One, а во втором, возможно, и смогут помахать рукой его первым колонистам.

За ваши деньги хоть на Луну

Пока одни частные компании нацелились на Красную планету, другие ведут себя чуть скромнее и выбирают «проторенную дорожку», если так можно сказать о полетах на Луну. На сегодняшний день на поверхности спутника Земли побывали 12 человек, а всего в лунных экспедициях участвовало в два раза больше астронавтов — то есть все они смогли бы с удобством разместиться в одном среднестатистическом троллейбусе.

Изменить эту печальную ситуацию в лучшую сторону надеется американская компания Golden Spike. Ее название, буквально «Золотой костыль» — отсылка к эпохе строительства трансконтинентальной железной дороги в США, которое завершилось в 1869 году вбиванием символического золотого костыля.

Через почти 160 лет после этого, Golden Spike Company тоже рассчитывает решить транспортную проблему, но уже не для Небраски и Калифорнии — компания собирается отправлять пилотируемые экспедиции на Луну, которые будут обходиться примерно в десять раз дешевле, чем полеты эпохи «Аполлонов», всего лишь за 1,5 миллиарда долларов за рейс. Первый такой полет должен состояться уже в 2020 году.