Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
12 апреля 2013, источник: Вести.Ru, (новости источника)

Музыка приносит удовольствие из-за оправдания надежд

Учёные из Института неврологии Монреаля университета Макгилла (Montreal Neurological Institute) провели эксперимент, чтобы выяснить, как человек принимает решение приобрести какую-либо музыкальную запись, если он её услышал впервые.

Добровольцам давали послушать 60 мелодий, которых они раньше не слышали, и параллельно проводили функциональную МРТ. Ведущий автор исследования Валори Салимпур (Valorie Salimpoor) из лаборатории доктора Роберта Затторе (Robert Zattore) рассказывает: «Когда человек слушает музыкальную композицию впервые, степень активности одного отдела головного мозга может предсказать, понравится ли она ему и захочет ли он приобрести запись. Этот отдел называется прилежащее ядро. Оно активизируется, когда что-либо оправдывает наши ожидания. Эмоциональная разрядка, которую нам приносит музыка, обеспечивается именно оправданием надежд. Если мы наблюдаем активность в прилежащем ядре, значит, человеку нравится мелодия, и он, скорее всего, захочет купить запись».

Стоит также добавить, что прилежащее ядро является составляющим центра удовольствия головного мозга и проявляет активность при наркотическим и алкогольном опьянении, а также при половом возбуждении.

Канадские учёные выяснили, что прилежащее ядро работает вкупе со слуховой корой − отделом, отвечающим за хранение информации о всех звуках, что мы когда-либо слышали. Чем сильнее взаимодействие между этими двумя отделами, тем большее удовольствие нам приносит мелодия.

Прилежащее ядро взаимодействует и с другими отделами мозга, отвечающими за распознавание образов и эмоциональное восприятие. Иными словами, мы составляем свои впечатления о музыке через взаимодействие важнейших отделов головного мозга, сообщают исследователи в пресс-релизе.

«Это очень интересно, поскольку любая мелодия состоит из отдельных звуков, каждый из которых по отдельности не имеет никакой ценности и не приносит удовольствия. Но когда мы слышим комбинацию этих звуков, то есть музыку, отделы нашего мозга, отвечающие за распознавание образов, прогнозирование и эмоциональное восприятие, начинают взаимодействовать между собой, и мы получаем эстетическое наслаждение», — комментирует Роберт Затторе.

Салимпур добавляет: «Активность мозга у людей, которые слушали уже купленные записи, была одинакова, хотя все добровольцы приобрели совершенно разные музыкальные произведения. Это помогло нам понять, почему люди любят разную музыку. У каждого человека прилежащее ядро имеет индивидуальную форму, из-за чего работает по-особенному. Также, стоит отметить, что из-за постоянных взаимодействий отделов мозга, с каждой мелодией у нас возникают собственные эмоциональные ассоциации».

Уникальность эксперимента состояла в том, что исследователи попытались воссоздать реальную жизненную ситуацию, когда человек совершенно случайно слышит новую песню и решает приобрести её в записи через Интернет. Было чрезвычайно важно, чтобы все композиции были новыми для испытуемых, чтобы никакие эмоциональные ассоциации не помешали восприятию. В конце эксперимента добровольцы покупали записи на свои деньги, чтобы можно было подтвердить, что их решение было принято точно так же, как это происходит в жизни.

Взаимодействие различных отделов головного мозга является основной для эмоционального восприятия музыки. Именно активность прилежащего ядра и его связь со слуховой корой определяет, какие эмоции вызывает у нас мелодия и захотим ли мы услышать её ещё раз.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Science.