Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
16 апреля 2013, источник: РИА Новости, (новости источника)

Россию ждет бум на создание арт-кластеров — Илюшина

МОСКВА, 16 апр — РИА Новости, Мария Ганиянц. Бум «кластеростроения» ожидает в следующем году весь мир, особенно Россию, рассказала РИА Новости генеральный директор столичного дизайн-завода «Флакон» Елена Илюшина.

«Творческие кластеры призваны заполнить те лакуны, которые раньше были заполнены домами культуры, создать места, куда может прийти человек и реализовать себя как личность. Эта тенденция становится модной, и в следующем году ожидается бум “кластеростроения” в России», — отметила она.

Cluster Hub: путь в объединению

По словам директора дизайн-завода, сегодня в России порядка десятка творческих кластеров, и их число растет. Ближайшей целью Илюшина называет налаживание связей между российскими и зарубежными кластерами. Первый шаг будет сделан осенью, когда на «Флаконе» пройдет первый международный форум Cluster Hub, в котором примут участие представители творческих кластеров из 15 стран.

«Это будет даже не фестиваль, а рабочая встреча арт-кластеров всего мира, которые приедут к нам на площадку, чтобы презентовать себя и выработать общую культурную сетку событий по миру», — добавила Илюшина.

Она добавила, что будет отобрано порядка десяти мероприятий, которые пройдут в течение следующего года совместными усилиями арт-кластеров в рамках реализации общекультурной программы.

«Например, мы уже проводили “Большой английский обед” — веселое мероприятие, когда во дворы выносятся столы, и каждый приходит со своей едой и делится с соседями. В этом году мы такой английский обед будем проводить не только на “Флаконе”, но и на дизайн-фабрике “Заря” во Владивостоке. Также нас поддержат “Ткачи” в Питере, и все это будет происходить в один день с организаторами с английской стороны», — добавила Илюшина.

Творческая территория

Собеседница агентства отметила, что считает дизайн-завод «Флакон» не арт-кластером в чистом виде, а творческой территорией. Творческие кластеры — организации, которые были созданы на заводах и в заброшенных индустриальных пространствах, и те, кто работают не только с искусством в чистом виде, но с творчеством во всех его проявлениях. Например, среди участвующих в форуме — Фабрика ткачей в Санкт-Петербурге, квартал Выдубичи в Киеве, квартал Dambo в Нью-Йорке, центр искусства и творческих индустрий в Майами Wynwood, Арт Зона 798 в Пекине и другие.

«Настоящий арт-кластер, ориентированный на художников, — это “Винзавод” в Москве. А мы — творческая территория, где устраивают кинопоказы, мероприятия, не связанные с искусством, спикинг-клабы и иногда художественные выставки. Мы устроены по принципу союза сообщества жителей (или арендаторов) и управляющей компании. Так же устроены Artplay и ЗИЛ, где управляющей компанией является государство. Например, приходят арендаторы к владельцам и говорят, что нужен асфальт на главной площади — совместными ресурсами проблема решается, вообще все бытовые вопросы решаются сообща», — рассказала собеседница агентства.

По ее словам, на «Флаконе» арендаторами заселено все пространство (2,5 гектар земли и помещения площадью 25 тысяч квадратных метров). Любое изменение в общем пространстве, будь то ночной свет или озеленение, проводится на основе открытого конкурса. При этом владельцы кластера ничего не вкладывают в развитие территории — финансовые расходы ложатся на плечи арендаторов.

«Одним из первых арендаторов был журнал Seasons, который решил построить офис мечты, что они и сделали, получив арендные каникулы. А агентство RNDI построило бассейн, теперь там можно хоть соревнования проводить, хоть вечеринки», — пояснила собеседница агентства.

При этом, по мнению Илюшиной, конкуренция творческим кластерам не грозит.

«Если в каждом районе Москвы будет по кластеру — это не конкуренция, это норма. Это значит, что ребятам не надо будет торчать по подворотням, они смогут прийти в кластер и научиться рисовать граффити, послушать концерт, организовать собственную группу. Мы все эти активности проводим бесплатно, берем деньги у брендов. Например, если деньги дает Microsoft, то ребята будут знать, что деньги на краски граффити дала именно эта компания, а учил их рисовать известный художник», — пояснила директор «Флакона».