Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
16 апреля 2013, источник: РИА Новости, (новости источника)

«Золотая маска-2013»: предсказуемое и неожиданное

МОСКВА, 16 апр — РИА Новости, Анна Банасюкевич, Елена Чишковская. Церемония награждения национальной театральной премией «Золотая маска» прошла на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Ведущий российский театральный фестиваль «Золотая маска», ежегодно представляющий в столице лучшие спектакли прошедшего сезона, состоялся в девятнадцатый раз. В этом году фестиваль длился два с половиной месяца. Начавшись в конце января с показа конкурсных спектаклей в области музыкального театра и программы «Премьеры Мариинского театра в Москве», он продолжился в марте «Новой пьесой» и «Маской плюс», а завершился конкурсом в первой половине апреля. Всего в рамках «Золотой маски» были показаны десятки спектаклей из России, стран Балтии, Польши, США, Финляндии.

В конкурсной программе приняло участие 57 спектаклей в области драмы, оперы, балета, кукольного театра и современного танца. Афиша конкурсной программы была сформирована экспертным советом (его драматический сегмент возглавляла критик Марина Давыдова, а музыкальный — Лариса Барыкина), а окончательное решение о победителях предстояло определить жюри. Судьбу драматических номинаций решала команда актеров, режиссеров и критиков под председательством худрука Александринского театра Валерия Фокина, а музыкальные спектакли оценивало жюри под руководством дирижера, худрука Таллиннской филармонии Эри Класа.

«Золотая маска», несмотря на почти двадцатилетнюю солидную историю, продолжает набирать обороты — появляются новые спецпрограммы (например, в этом году презентовали «Институт театра», образовательный проект «Маски» и Центра им. Вс. Мейерхольда), растет количество номинаций. В этом году, например, впервые появилась номинация «роль второго плана» в драме, а общее количество номинантов составило 33.

Музыкальный театр

По традиции церемония вручения премии началась с объявления лауреатов оперетты и мюзикла. В отличие от прошлого года, когда ни один из номинантов в этой категории не был удостоен наград, нынешнее жюри решило раздать «Маски». Три главных приза достались мюзиклу «Бал вампиров» Театра музыкальной комедии Санкт-Петербурга. Он был признан лучшим спектаклем в номинации «Оперетта/ Мюзикл», а исполнители главных партий в этой постановке — Манана Гогитидзе и Иван Ожогин — получили «Маски» как лучшие исполнители. Остальные призы разделили региональные театры. Борис Мильграм стал лауреатом в категории «Лучшая работа режиссера в оперетте/ мюзикле» за спектакль «Алые паруса» пермского Театра-Театра, а лавры лучшего дирижера достались Алексею Людмилину за «Алые паруса» новосибирского театра «Глобус». Ни одной «Маски» не получили театр «Московская оперетта» со спектаклем «Фанфан-Тюльпан» и «12 стульев» новосибирского Театра комедии.

За мюзиклом и опереттой последовала опера. За «Лучшую женскую роль» заслуженную «Золотую маску» получила Надежда Кучер, спевшая Медею в постановке MedeaMaterial Пермского театра оперы и балета. Лучшим певцом жюри признало Ильдара Абдразакова, сыгравшего сразу несколько ролей в «Сказках Гофмана» Мариинского театра. В режиссерском состязании лучшим судейская коллегия признала Дмитрия Чернякова, поставившего спектакль «Руслан и Людмила» на исторической сцене Большого театра. Его же работа художника в этом спектакле была признана лучшей в номинации «Художник в музыкальном театре». Пальма первенства среди дирижеров в опере досталась Теодору Курентзису за работу в спектакле Cosi fan tutte Моцарта Пермского театра оперы и балета. Чуть позже Курентзис еще раз вышел на сцену за «Маской» — тоже за «Лучшую работу дирижера», но уже в балете, за спектакль «Шут». В самой главной оперной номинации — «Лучший оперный спектакль» — приз, как и в прошлом году, достался Музыкальному театру имени Станиславского за постановку оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь» в режиссуре Кристофера Олдена.

Главной героиней балетной «Золотой маски» стала Диана Вишнева и ее спектакль «Диана Вишнева: Диалоги», представленный петербургским Мариинским театром. Балерина дважды выходила на сцену, получив сначала свой индивидуальный приз за лучшую женскую роль в балете и современном танце, а затем и «Маску» за «Лучший спектакль в балете». Приз за лучшую мужскую роль также отправился в Санкт-Петербург, но уже в Театр балета Бориса Эйфмана — ее для труппы заработал Олег Габышев, исполнивший роль Родена. Гай Вайцман и Рони Хавер получили приз за лучшую работу балетмейстера/ хореографа в балете и современном танце за «Историю солдата» проекта «Платформа», Международного центра танца и перформанса «ЦЕХ» и Танцевальной компании Club Guy and Roni. А лучшим спектаклем в современном танце стали «Едоки» московского Театра-студии современной хореографии.

Региональные театры были отмечены премиями за работу художников. Приз за лучшую работу художника по костюмам в музыкальном театре получила Ирэна Белоусова за «Графа Ори» Екатеринбургского театра оперы и балета, а лучшим художником по свету был признан Александр Мустонен за спектакль «Золушка» Музыкального театра Республики Карелия. Алексей Сысоев получил «Маску» за лучшую работу композитора в спектакле «Полнолуние» фестиваля «Территория».

По традиции жюри присудило и специальные премии. Одна досталась спектаклю «Игра о душе и теле» Детского музыкального театра имени Сац (спектакль был номинирован в нескольких категориях, но призов не получил). Также жюри наградило специальными призами два коллектива — Екатеринбургский театр оперы и балета, отметив переход на новый качественный уровень труппы в постановке оперы «Граф Ори», и Пермский театр оперы и балета за вечер балетов «В сторону Дягилева».

Драма

«Золотую маску» в драме в этом году трудно было назвать предсказуемой — конкурс в номинациях «большая форма» и «малая форма» был достаточно напряженным.

Одним из главных вопросов, которым задавалась театральная общественность — получит ли «Маску» Константин Богомолов, номинированный дважды — за «Лира» («Приют комедианта» и за «Год, когда я не родился» («Табакерка»). Богомолов, чьи спектакли провоцируют настоящие баталии в профессиональном сообществе, «Маску» так и не получил — и тут только можно вспомнить, сколько лет жюри фестиваля не замечало существование Кирилла Серебренникова и его спектаклей. Жюри отметило спектакль Богомолова только в актерской номинации — Роза Хайруллина получила «Маску» за роль Лира. Актерские номинации, вообще, оказались достаточно интересными. Победителем в номинации «мужская роль» стал Виталий Кищенко, исполнитель роли Платонова в спектакле Ярославской драмы «Без названия» (режиссер Евгений Марчелли), «обыграв» здесь и Евгения Миронова, и Юрия Яковлева.

Еще одной интересной и очевидной тенденцией «Маски» стало особое внимание к спектаклям из провинции — за многие годы все как-то успели привыкнуть, что спектакли не из Москвы и не из Питера дополняют афишу, разбавляют монополию двух столиц, но награды не завоевывают, все-таки проигрывая в некоторых качествах, необходимых для победы. В этом году все поменялось — и лучшим спектаклем большой формы стал все тот же «Без названия» — сложный блестящий трагикомический фарс Евгения Марчелли по первой пьесе Чехова. А лучшим режиссером, и это, наверное, главная неожиданность «Золотой маски»-2013, стал Марат Гацалов, постановщик спектакля «Август. Графство Осейдж» в новосибирском «Глобусе». При этом без «Масок» в основных номинациях остались «монстры»: «Гедда Габлер» Камы Гинкса, «Таланты и поклонники» Миндаугаса Карбаускиса, «Пристань» Римаса Туминаса, получившая спецприз. Еще один спецприз достался молодым авангардистам Дмитрию Волкострелову и Ксении Перетрухиной.

Достаточно смелое решение приняло жюри в номинации «спектакль малой формы», вручив «Маску» спектаклю из Петербурга «Антитела» — документальной истории об убийстве антифашиста Тимура Карачава. Всегда важно, когда официальная награда достается спектаклю на «неудобную», больную тему.

Еще одним спорным моментом стало вручение «Золотой маски» в номинации «Эксперимент» — без награды остался театр.Doc, а победителем назвали спектакль-перформанс «Полнолуние» фестиваля «Территория» в постановке Филиппа Григорьяна.