Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
19 апреля 2013, источник: Nakanune.ru, (новости источника)

К южноуральским учащимся предложили приставить специальных «надсмотрщиков»

Введение института уполномоченного по правам учащихся в Челябинской области на сегодняшний день не является необходимостью. В школах функции омбудсменов выполняют социальные педагоги, а в вузах – профсоюзы. Министерство образования региона придерживается мнения, что лучше опираться на уже существующую систему, передает корреспондент Накануне.RU.

Доцент Международного института государственной службы при президенте РФ, кандидат юридических наук Константин Краковский сообщил, в настоящее время существует проект по созданию института уполномоченных по правам участников образовательного процесса, который подразумевает появление омбудсменов в школах и вузах. По его словам, государство выделило средства на поддержку проекта.

Краковский сообщил, что презентовал проект в ряде регионов, и не везде его восприняли положительно. В Казани и Ростове-на-Дону идея была выслушана благожелательно и спокойно, а вот во Владикавказе к планам создания института омбудсменов отнеслись резко отрицательно. По его словам, были озвучены мнения, что появление омбудсменов приведет к тому, что школьники будут толпами ходить и жаловаться, вырастет поколение «этаких Павликов Морозовых». Противники ювенальной юстиции посчитали, что таким образом в школах и вузах будет создан «первый отдел», который будет владеть базой информации на всех учащихся. Также многие считают, что функции омбудсмена вполне выполняются руководителями школ и вузов. 

По словам Краковского, направление работы омбудсмена по правам школьников и студентов отличается от функций детского уполномоченного. Последний выступает посредником при разрешении споров между личностью и государством или чиновниками. Школьные и студенческие уполномоченные будут заниматься внутренними конфликтами учебных заведений.

По данным Краковского, в России институт омбудсменов действует в более чем 10 тысячах школ, в Москве существует около 1 тыс. школьных уполномоченных. Эти организации стали центром правового воспитания школьников. Однако в регионах многие считают, что конфликтами в школах должны заниматься органы полиции по делам несовершеннолетних.

«Если ребенок подрался в школе, приходит представитель отдела ПДН в погонах. Детей это пугает, для 7-летнего ребенка это стресс. Уполномоченный же может более корректно провести беседу», — считает Краковский.

По его словам, омбудсмен в школе не будет заниматься вопросами оценок, так как «это может подорвать фундаментальные понятия».

По-иному ситуация складывается с вузами, где это направление развито слабо. Краковский сообщил, что в конце января путем интернет-голосования был выбран федеральный уполномоченный по правам студентов, которым стал Артем Хромов.

«Не всё в норме у нас в вузах. Чем больше будет институтов по защите прав, тем лучше», — считает Краковский. 

По его словам, основными проблемами в вузах остаются вымогательство взяток со студентов, социально-правовые темы (общежития, льготы), личностные конфликты между преподавателями и учащимися, а также сексуальные домогательства со стороны преподавателей. Краковский пояснил, что основными принципами работы омбудсменов станут конфиденциальность, нейтральность, независимость и неформальность.

По его словам, создание института уполномоченных в школах и вузах – дело добровольное, которое регулируется локальными правовыми актами с согласия министерства образования и уполномоченного по правам человека. Работать школьные и вузовские омбудсмены должны на безвозмездной основе, хотя не исключены стимулирующие надбавки. Выбирать уполномоченных предлагается из преподавательского состава.

Начальник управления воспитания, дополнительного образования и социализации обучающихся министерства образования Челябинской области Ирина Анфалова сообщила, что на сегодняшний день функции по защите прав школьников в южноуральских школах выполняют социальные педагоги.

Кроме того, новый закон об образовании с 1 сентября 2013 года предусматривает создание в школах комиссий по урегулированию споров внутри образовательных учреждений. В комиссии войдут педагоги, психологи, родители, представители администраций школ, полиция. По ее мнению, этого более чем достаточно, но «позитивный опыт школьных омбудсменов будет приветствоваться». 

Также с сентября начинает работать «пилотный» проект по созданию службы примирения на пяти площадках в школах Челябинска. 

«От сложившейся практики мы отказываться не будем. Зачем городить одно на другое? Мы не можем до бесконечности раздувать штаты. Ведь надо не просто ввести должность, надо еще обучить человека», — сообщила она. 

Анфалова отметила, что не совсем понятно, насколько можно привлекать несовершеннолетних к разрешению внутренних конфликтов с юридической точки зрения, какой объем информации можно предоставлять детям в ходе разрешения споров. По ее мнению, существуют также другие этические вопросы, которые нужно учитывать при работе школьных омбудсменов.

Председатель профкома ЮУрГУ Ольга Алейникова высказала мнение, что вузовский омбудсмен будет дублировать функции студенческих профсоюзных организаций, создание института повлечет ненужное наращивание кадров.

Что касается избранного федерального уполномоченного по правам студентов, Алейникова сообщила, что никто из студентов не знает этого человека, а голосование за него было сфальсифицировано. При этом, омбудсмен не идет на контакт со студенческими организациями из регионов.