Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
24 апреля 2013, источник: Волгоградское деловое телевидение, (новости источника)

Здравоохранение Волгоградской области нуждается в «интенсивной терапии»

Дефицит финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению Волгоградской области снизился с 25,3% в 2010 году до 7,8% в 2012. Тем не менее, недофинансирование программ на фоне недостаточной оснащенности учреждений здравоохранения и несоответствия кадрового потенциала потребностям населения по видам медицинской помощи, привело к тому, что бесплатная медицинская помощь стала замещаться платной, — констатировала региональная контрольно-счетная палата, завершив аудит эффективности использования государственных средств, направленных на оказание жителям региона бесплатной медицинской помощи в период с 2010 по 2012 год.

В ходе проведенного КСП анализа было установлено, что структура медицинской помощи на территории области менее эффективна, чем в других российских регионах, поскольку уклон в ней сделан в сторону наиболее затратных видов медицинской помощи. Так, расходы на стационарную помощь существенно превышают затраты на содержание дневных стационаров.

Доля расходов на медицинскую помощь в дневных стационарах в общей структуре расходов составляла в 2010 году всего лишь 2,6% при плане 6,6%, в 2011 году – 2,6% при плане 3,7 процента. Среднегодовая занятость коечного фонда в них в 2011 году по сравнению с 2010 годом снизилась, а обеспеченность местами составила 13,1 места на 10 тыс. населения, что на 14,4% ниже уровня по ЮФО и на 17,1% – ниже общероссийского.

Оптимизация структуры здравоохранения, в том числе и переход на стационарозамещающие виды помощи, считают в КСП, позволили ли бы за те же финансовые ресурсы оказать медицинскую помощь большему числу нуждающихся.

Дефицит финансового обеспечения территориальных программ привел к тому, что увеличение доли расходов на оплату труда, коммунальные расходы и содержание имущества учреждений здравоохранения, подлежащих ежегодной индексации, осуществлялось за счет сокращения расходов на медикаменты и другие материальные запасы. И как результат – снижение уровня медикаментозного (лабораторно-диагностического) сопровождения медицинской помощи.

Такая ситуация, по мнению КСП, способствует не только ухудшению качества оказываемой медицинской помощи либо возникновению теневого оборота платной медицины, но и приводит к невозможности полноценного внедрения стандартов медицинской помощи.

Аудит кадрового обеспечения учреждений здравоохранения на территории региона показал, что штатная численность в них «раздута» и превышает количество ставок, необходимое для выполнения нормативных объемов медицинской помощи, более чем на 40 процентов.

Излишняя штатная численность, фактически не обеспеченная объемами медицинской помощи, на что уже неоднократно указывала региональная КСП, используется для доведения заработной платы работников здравоохранения до уровня, приближенного к средней зарплате по экономике, за счет совместительства, совмещения и расширения зон обслуживания.

Вместе с тем среднемесячная заработная плата медработников (за исключением административно-управленческого персонала) остается значительно ниже, чем в среднем по экономике Волгоградской области. Если средняя зарплата по экономике региона, по официальным данным, в 2012 году составила 19200 рублей, то в сфере здравоохранения – 14404 руб., а с учетом уровня совместительства (1,4 ставки на 1 физическое лицо) зарплата на 1 ставку составляет 10289 рублей.

То есть даже такие меры, как завышение штатной численности, не меняют ситуацию в отрасли: количество врачебного и среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения области неуклонно снижается, многие из них испытывают кадровый голод в связи с нехваткой врачей по ряду профилей. Престиж профессии в регионе катастрофически низок.

Существенно не хватает средств на лекарственное обеспечение региональных льготников. Исходя из их численности (273204 человека) и федерального норматива затрат на 1 человека в месяц (604 рубля), для достижения целей Стратегии лекарственного обеспечения населения РФ на период до 2025 года, утвержденной приказом Минздрава России, в 2013 году из областного бюджета необходимо ассигновать 594,1 млн. руб., что в 3,5 раза больше реально предусмотренного объема средств.

Недофинансирование из областного бюджета высокотехнологичной медицинской помощи составило в 2012 году более 105 млн. рублей. При этом, как отметили проверяющие, получение некоторых видов медицинской помощи усложняется недостаточным количеством диагностического оборудования, предназначенного для бесплатного обследования. К примеру, существующая потребность в магнитно-резонансных томографах не обеспечена по области как минимум на 25% (причем без учета количества исследований, проводимых в платных клиниках).

Проведенный КСП аудит показал, что на фоне снижения заболеваемости населения Волгоградской области рост объема платных услуг, оказываемых в медицинских организациях частных форм собственности, значительно превышает рост объемов бесплатных услуг, что свидетельствует о смене предпочтений населения в выборе медицинских учреждений для получения медицинской помощи.

В то же время государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения также оказывались платные медицинские услуги, объем которых примерно сопоставим с размерами невыполненной бесплатной медицинской помощи.

Перед Министерством здравоохранения Волгоградской области поставлены серьезные задачи по разработке комплекса мер по развитию эффективных организационных технологий оказания медицинской помощи, оптимизации отрасли в соответствии с реальными потребностями населения и обеспечению гарантий на получение жителями региона бесплатной медицинской помощи.