Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
26 апреля 2013, источник: Газета Коммерсантъ

Концерт между занавесами

Автор одной из самых популярных песен конца 1980-х «Twist In My Sobriety» Танита Тикарам сыграла в Crocus City Hall материал нового альбома «Can't Go Back» и лучшие песни за четверть века. О московской премьере британской певицы — БОРИС БАРАБАНОВ

Впервые Танита Тикарам выступала в России более 20 лет назад — в Санкт-Петербурге на фестивале «Белые ночи». Первый московский концерт прошел в зале Crocus City Hall, и в нем певица, конечно, потерялась. Уже несколько лет, как она прервала длинную паузу в концертной деятельности и гастролирует с камерной акустической программой.

Добиться камерности в «Крокусе» сложно. Для этого на концерте Таниты Тикарам закрыли занавес не только на балконе (ясно, что 6 тыс. зрителей не ее масштаб в России), но и на сцене. Группа разместилась перед закрытым занавесом. В партере было совсем мало людей, над ними нависал гигантский объем «Крокуса», и вся интимная концертная энергия госпожи Тикарам уходила куда-то вверх. Подобная же картина наблюдалась здесь несколько лет назад на концерте Vaya Con Dios — еще одного яркого поп-проекта конца 80-х — начала 90-х. Вообще, у этих двух зрелищ было много общего. И зал ММДМ или же хорошего театра подходил им обоим больше.

Таните Тикарам 43 года, 25 из них она пребывает в тени своего главного и единственного хита — сумрачной поп-баллады с лидирующим кларнетом «Twist In My Sobriety» из альбома «Ancient Heart» (1988). Стилистически песня стояла в стороне от тогдашнего потока продукции MTV, который тем не менее охотно крутил соответствующий клип. И впоследствии нельзя было сказать, что Танита Тикарам стала частью какой-либо субкультуры. Несмотря на большой успех в Британии и Европе, ее практически не знали в США. Кроме того, после прекрасного альбома «The Cappuccino Songs» (1998) она вообще надолго ушла из музыки. Словом, о карьере не очень пеклась. Так что неудивительно, что первые гастроли в России прошли без особого ажиотажа.

Группа Таниты Тикарам держалась по большей части простого пабового звука. В этой работе не было ни шика, ни нарочитой виртуозности, зато была абсолютная исполнительская и песенная гармония. Танита Тикарам передвигалась по сцене в своих широченных джинсах, то садясь за рояль почти спиной к публике, то вставая у микрофона с гитарой. Иногда певица приседала с инструментом наперевес и словно прицеливалась в солирующего коллегу. Чувствовалось, что с аккомпаниаторами стильного и одновременно довольно брутального вида на сцене ей более чем комфортно.

Она буквально купалась в собственных мелодиях, часть из которых родом из фолка, часть — из джаза и ритм-энд-блюза. Она много комментировала песни, причем исключительно в лирическом ключе. «Эту песню я написала в совсем юном возрасте, когда еще не знала, что такое любовь, но ждала, что вот-вот произойдет что-то, о чем все говорят». Или: «Эта песня о том, что однажды нужно в конце концов примириться со своим прошлым».

Песне «Twist In My Sobriety», исполненной с узнаваемым надломом, но без юношеской грации, аплодировали, конечно, больше всего. На бис Танита Тикарам вышла с двумя стандартами — джазовым «I Can't Give You Anything but Love» и дискотечным «Love Is in the Air». Стало окончательно ясно, что, несмотря на исключительную индивидуальную манеру пения и довольно специфический саунд пластинок, Танита Тикарам чувствует себя вполне равноправной частью общеупотребительной песенной культуры. В пабе ее концерт действительно смотрелся бы прекрасно.