Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Атака в Барселоне: террорист ушел с Рамблы через рынок СМИ опубликовали фотографии бегства подозреваемого в атаке на улице Рамбла в Барселоне
27 апреля 2013, источник: Вести.Ru

Скандальная премьера Мариинки: в «Фаусте» нашли сходство с «Лолитой»

В Мариинском театре состоялась премьера оперы «Фауст». Произведение девятнадцатого века обрело современное звучание. Британский режиссер Изабелла Байуотер увидела в знаменитом сюжете сходство с набоковской «Лолитой». Некоторые критики уже называют эту постановку скандальной

В опере Шарля Гуно, премьера которой состоялась в Мариинском театре, Фауст и Мефистофель просыпаются в одной кровати. Так известный сюжет Гете о сделке с дьяволом трактует британка Изабелла Байвотер. «Я — его воплощение, его мысли, его двойник, — поясняет суть своей инфернальной роли Аскар Абдразаков, солист Мариинского театра. — Я с ним всегда вместе!»

Фауст и Мефистофель одинаково одеты, в похожем гриме – сразу и не отличишь. Разве что по голосу: у Мефистофеля, Аскара Абдразакова – бас, Фауст, Сергей Семишкур, обладатель тенора. Для Изабеллы Байвотер эти два разных персонажа – единое целое. «Я не верю в дьявола, — признается она. — Я считаю, что дьявол существует внутри нас. В каждом человеке есть темная сторона, в ком-то — больше, в ком-то — меньше, но все-таки она есть в каждом».

Вообще-то Изабелла Байвотер — художник-постановщик. Она оформила несколько десятков оперных и драматических спектаклей по всему миру, в том числе — «Сон в летнюю ночь» в Мариинском, который в прошлом году удостоился награды «Золотой софит» и семи номинаций на «Золотую маску». В этот раз Валерий Гергиев предложил ей поставить «Фауста». Она дебютирует как режиссер. Впрочем, костюмы и декорации, которые переносят в девятнадцатый век, во время Шарля Гуно, – тоже ее работа.

Постановка провокационна если не по форме, то по содержанию. Есть в этой истории, как считает Байвотер, явное сходство с набоковской «Лолитой». Ведь Маргарите всего четырнадцать. Фауст, как Гумберт, любит юную девушку и чувствует себя виноватым. «Но, как и в традиционных постановках, Фауст здесь не превращается в молодого человека, — говорит Сергей Семишкур, солист Мариинского театра. — Он в душе все равно остается старым». Как говорит Изабелла Байвотер, интересно наблюдать за верующим человеком, который совершает неугодные Богу поступки.

В этом спектакле на сцене можно будет увидеть не только оперную, но и балетную труппу Мариинского театра. Кстати, опера стала одной из самых популярных и часто исполняемых именно после того, как в конце девятнадцатого века в нее включили танцевальные сцены.

Считается, что Шарль Гуно в опере предпочел любовную линию философии. Изабелла Байвотер возвращется к Гете. По ее мнению, это интересно: слушать прекрасную музыку, когда на сцене действуют темные силы. В музыке «Фауста» она призывает услышать опасность. Особенно — когда дирижирует Валерий Гергиев, который эти эмоции может передать в одном звуке.