Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
5 мая 2013, источник: Вести.Ru

Выставка в Париже расскажет все о Chanel №5

Сальвадор Дали, Энди Уорхол, Мерлин Монро, Жан Кокто, Ман Рэй — все эти знаменитости каким-то образом связаны с историей парфюма Chanel №5. Узнать подробности можно на новой выставке в парижском Музее де Токио, которая называется "№5. Культура Chanel".

Многие знают, что легендарные духи создал французский парфюмер Эрнест Бо, который родился в Москве. Ароматы в начале прошлого столетия были цветочные, в вычурных резных бутылочках, а мадемуазель Шанель попросила Бо сотворить для нее нечто совершенно иное. Парфюм, созданный на базе нескольких цветов, который звучал бы «искусственно».

Возможно, Шанель уже тогда почувствовала, что будущее — за неестественными, сложносочиненными ароматами, и что ее потомки будут носить запах кожаной куртки или лобстера.

Однако в 1920-е годы эмансипированным дамам хотелось одного: не пахнуть как цветочная клумба. Чтобы достичь этого эффекта, Эрнест Бо, наравне с экстрактами цветов и растений, добавил в духи альдегиды — вид спирта, лишенный водорода, закрепивший аромат и добавивший в него характерную «искусственную» нотку.

Из предложенных Эрнестом нескольких запахов Шанель понравился образец №5, так она и назвала свой первый парфюм. Флакончик, который со временем почти не изменился, напоминал скорее аптечную колбу, а не вычурный пузырек духов, а в дизайне упаковки прослеживаются влияния дадаизма и кубизма.

Художники 1920-х годов увлекаются коллажами, наклеивая кусочки бумаги разной формы на лист бумаги. Марсель Пруст редактирует чужие рукописи, наклеивая сбоку свои написанные от руки комментарии.

Так и упаковка духов №5 напоминает о винтажном коллаже: белая коробочка с черными линиями сгибов обернута в бумажную белую ленту, поверх которой наклеена квадратная этикетка с именем Шанель, выполненном фирменным шрифтом дадаистов.

Чтобы доказать тесную дружбу Коко Шанель с деятелями искусства, организаторы выставки добыли ее личные письма к Жану Кокто и Игорю Стравинскому, фото Ман Рэя, наброски Пикассо. Они сделали все, чтобы добыть редкие картины авангардистов, в том числе и русских, в центре которых была бы цифра 5.

В год выхода духов Стравинский написал пьесу для детей под названием «5 пальцев», в ходе которой была, в основном, задействована одна рука, а другая отдыхала, а Родченко задумал выставку «5×5=25» (правда, работы Родченко и Степановой для выставки Chanel российские музеи так и не дали, зато в Музее де Токио теперь представлена картина Поповой с цифрой 5 из греческого музея).

Современные экспонаты — реклама Ричарда Аведона и Бэза Лурмана, рисунок флакончика №5 Энди Уорхола — появляются только в конце экспозиции, и со стопроцентной уверенностью назвать это искусством еще никто не осмеливается (для Уорхолла — твердое modern art). На пресс-конференции куратор выставки Жан-Луи Фромман шокировал журналистов, повторно отказавшись назвать творения самой Коко Шанель искусством.

«Мы живем в эпоху, когда все разбрасываются этим словом — “искусство жить”, “искусство любить”, “кулинарное искусство”. К сожалению, это не совсем верно: только история показывает, что можно точно назвать искусством», — отметил он.

Хотя, стоит отметить, что если мода не искусство, то очень убедительная его имитация.