Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
8 мая 2013, источник: Газета Коммерсантъ, (новости источника)

За гранью поздравительного смысла

Накануне Дня Победы ветеранов в регионах поздравили билбордами с изображением немецких солдат и предложениями скидок на похороны. Такое происходит каждый год. В Министерстве обороны говорят, что федерального мониторинга за празднованием Дня Победы не производится, а скандалы связаны с невнимательностью местных властей.

В Мурманске накануне майских праздников ветераны войны получили от филиала Военно-мемориальной компании (ВМК) письма, похожие на поздравления, с рассказом о положенных им при захоронении льготах. В тексте послания руководитель предприятия Александр Беликов пояснял, что, когда умер его отец-ветеран, мать растерялась и не знала, как его хоронить. Многие ветераны расценили рассылку как кощунственную. Поддержала их и губернатор Мурманской области Марина Ковтун, потребовавшая от бизнесменов извинений. «Спасибо, что не попросили извиниться»,-- парировал господин Беликов, но извинения все же принес. На защиту коллеги встало и руководство ВМК: «Гораздо более кощунственной является ситуация, при которой пенсионеры вынуждены самостоятельно откладывать деньги на черный день, думая, что им некому помочь».

Больше всего скандалов возникает с поздравительными билбордами, на которых советских солдат путают с солдатами других армий. Так, в последних числах апреля в Тюмени появились плакаты с надписью «Спасибо за мирное небо над головой» с коллажем из 15 фотографий, на трех из которых изображены немецкие солдаты. Глава управы Центрального административного округа Тюмени, заказчик плаката Валерий Борисов, рассказал «Ъ», что после появления публикаций в СМИ плакаты были заменены, но он не видит в произошедшем ничего предосудительного: «На фотографии какой-то немец писал письмо домой о том, что Россия победила,-- чего тут плохого?» — недоумевал господин Борисов. В Златоусте (Челябинская область) героями билборда «Это наша победа» стали американские военные, водружающие знамя на холм после битвы за Иводзиму (первая военная операция военных сил США на территории Японии). По словам руководителя пресс-службы администрации Златоуста Артема Алексахи, поздравительный плакат был инициативой рекламного агентства «Армада Аутдор»: «Они хотели сделать подарок, но вышла ошибка. Когда она была выявлена, администрация рекомендовала плакат снять». Директор компании «Армада Аутдор» Дмитрий Чукой пояснил «Ъ», что все дело в сжатых сроках подготовки к празднику.

В Ульяновске на улице Гончарова, по которой 9 Мая проходит шествие ветеранов, появился плакат с надписью: «1941 год. В Ульяновской области развернуто 25 госпЕталей». В пресс-службе администрации города «Ъ» пояснили, что контролировал выполнение заказа Комитет архитектуры и градостроительства, ошибку совершил подрядчик и «она будет устранена путем заклеивания ошибочной буквы правильной». В Якутске на автобусных остановках к празднику установили плакаты с портретами ветеранов войны. Проект испортили те же грамматические ошибки: так, на остановке на улице Кирова появился плакат с портретом ветерана Прокопия Березина. В биографии ветерана было указано, что он родился в 1992 году, а также «награжден орденом Отечественной войны II степени, “За освобождение Ленинграда, за Германии, за Японии”» — так авторы сократили названия наград. В МКУ «Служба информации, рекламы и контроля» Якутска «Ъ» сообщили, что плакат будет демонтирован, а ошибки исправлены.

В ходе подготовки к празднику в регионах случались и другие курьезы. Например, в Орджоникидзевском районе Екатеринбурга работники Комплексного центра социального обслуживания населения (КЦСОН) поздравили пенсионерок с Днем Победы омолаживающими кремами. «Зачем мне? Лучше бы яблок подарили»,-- прокомментировала подарок одна из пожилых женщин. Но заместитель директора КЦСОН Вера Максимова рассказала, что подарки — спонсорская помощь: «Не нравится бабушкам — ради бога. Но у нас есть такие бабушки, которые следят за собой». В Калининграде же один из местных банков по-своему отметил День Победы, разработав рекламный слоган «Родина-мать зовет взять кредит под 18% годовых!!!».

«У нас нет ресурса, чтобы централизовано отслеживать такие проблемы — для этого необходимо создавать штатное подразделение с соответствующими полномочиями,-- сообщил “Ъ” источник в Минобороны.-- Все функции по обеспечению ветеранов замыкаются на региональные власти, которые выполняют их не всегда качественно. Но ответственность за это лежит только на них». «Единственный способ избежать таких курьезов — выбрать на федеральном уровне единого подрядчика, который будет согласовывать все: от общей концепции до цветовой гаммы кампании,-- говорит генеральный директор агентства “Социальные сети” Денис Терехов.-- Это было бы оправданно, учитывая характер и значение праздника. Пока же из-за закона “О госзакупках” органы власти зачастую вынуждены обращаться не к эффективным, а к дешевым подрядчикам. Крупные компании, гарантирующие качество, тендер проигрывают, а побеждают маленькие конторки. В них сидят дизайнеры, которым наплевать: “Тигр” будет на билборде или Т-34».