Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
14 мая 2013, источник: Газета Коммерсантъ, (новости источника)

Уикенд на эшафоте

В московской гостинице «Националь» прошла пресс-конференция организаторов 24-го Открытого российского фестиваля «Кинотавр», который пройдет со 2 по 9 июня в Сочи. О том, насколько решительно главный отечественный фестиваль решил повернуться лицом к зрителю, узнала ЛИДИЯ МАСЛОВА.

Фестиваль кино

Открыл пресс-конференцию президент ОРКФ Александр Роднянский, отметивший, что в данный момент развития отечественного кинематографа главной является борьба за внимание российского зрителя, а также вспомнивший придуманный девять лет назад фестивальный слоган «“Кинотавр” — это настоящее российское кино».

В соответствии с ним фестиваль и по сей день продолжает героическую борьбу за зрителя, собирая в своей программе, по словам господина Роднянского, «все, что имеет отношение к одаренности и при этом ориентировано на понимание широкой аудитории».

В этой связи неслучайным представляется присутствие на 24-м «Кинотавре» такого мастера всенародно любимых фильмов, как Александр Митта, который на этот раз выступает в двух ипостасях — как председатель основного жюри и как обладатель приза за вклад в киноискусство. Откроется фестиваль картиной еще одного классика зрительского кинематографа — фильмом Станислава Говорухина «Weekend».

Как рассказала программный директор ОРКФ Ситора Алиева, эта говорухинская работа во многом вдохновлена «Лифтом на эшафот» Луи Маля, сюжет которого наш режиссер решил перенести в современную российскую реальность,-- в результате получился ориентированный на широкого зрителя детектив о столкновении поколений тех, кому за 20, и тех, кому за 40.

Среди новшеств 24-го «Кинотавра» участники пресс-конференции упомянули появление жюри прокатчиков под руководством генерального директора компании «КАРО Премьер» Алексея Рязанцева, а также приза зрительских симпатий, который будет вручаться по результатам народного голосования.

С другой стороны, нынешний ОРКФ решил почтить вниманием не только прокатчиков и зрителей, но и такую маргинализировавшуюся и утратившую авторитет профессию, как кинокритики,-- впервые за 24 года существования фестиваля в основном жюри участвуют целых два критика, Любовь Аркус и Антон Долин (кроме них распределять призы под чутким руководством Александра Митты будут актеры Анатолий Белый и Виктория Толстоганова, продюсер Сергей Мелькумов и композитор Юрий Потеенко).

Также принципиальной позицией организаторов «Кинотавра» является участие двух продюсеров в жюри конкурса «Короткий метр», которое возглавит все-таки режиссер Борис Хлебников, но тем не менее именно продюсер является ключевой фигурой в дальнейшей судьбе начинающих кинематографистов и дает им возможность снять серьезное кино. Хотя, как справедливо заметила Ситора Алиева, в современной ситуации, когда технический прогресс позволяет любому стать хоть режиссером, хоть продюсером, хоть критиком, говорить о жестких границах между профессиями не слишком плодотворно.

Комментируя программу 24-го «Кинотавра», программный директор отметила два фильма, которые приедут в Сочи из Канна,-- это полнометражный дебют ученицы Алексея Учителя Таисии Игуменцевой «Отдать концы», спецпоказ которого состоится в рамках каннской программы «Особый взгляд», и включенный в параллельный конкурс «Неделя критики» «Майор» Юрия Быкова, пару лет назад участвовавшего в конкурсе ОРКФ с драмой «Жить».

«Отдать концы» отдельно полюбились кинотавровским отборщикам за то, что эта комедия сможет разбавить общий мрачный фон этого года, на котором преобладают депрессивные артхаусные фильмы. На противоположном комедийном полюсе находится быковский «Майор», которого Ситора Алиева охарактеризовала как самую смелую на сегодняшний день картину в российском кино, в то же время напоминающую лучшие американские образцы.

Среди других наиболее любопытных событий «Кинотавра» стоит упомянуть специальный показ картины «Роман с кокаином», которая после смерти режиссера Геннадия Сидорова оставалась незавершенной. По этой причине фильм, смонтированный уже другими людьми, не был включен в конкурс — как сказала Ситора Алиева, странно, чтобы в конкурсе участвовала картина, у которой нет единственного полноправного режиссера.

Закроется фестиваль картиной Дмитрия Константинова «Прощание», имеющей все признаки телевизионного фильма выходного дня, что вполне логично для фестиваля, решившего взять курс на зрительские симпатии.