Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
15 мая 2013, источник: Вести.Ru, (новости источника)

Дележ в сфере искусства: импрессионисты поссорили Эрмитаж и Пушкинский музей

Работы художников-импрессионистов поссорили два крупнейших российских музея. Представители Эрмитажа и Пушкинского музея сядут за стол переговоров.

Конфликт начался с того, что на «Прямой линии» с президентом Ирина Антонова заявила, что хочет воссоздать Музей нового западного искусства. А для этого из Санкт-Петербурга нужно забрать больше 300 полотен.

Ссора Музея изобразительных искусств имени Пушкина с Эрмитажем из-за картин расколола российскую интеллигенцию. Оставить импрессионистов в Эрмитаже требуют знаменитые петербуржцы — писатель Даниил Гранин, кинорежиссер Александр Сокуров, режиссер Андрей Могучий, народный артист Олег Басилашвили. Под тем же лозунгом историк и краевед Лев Лурье намерен направить петицию министру культуры Владимиру Мединскому. Под ней уже подписались 14 тысяч россиян. И их количество растет каждый час. «Все просвещенные ленинградские семьи водили и водят своих детей на третий этаж Эрмитажа, — говорит Лурье. — У нас отнимают часть нашей коллективной памяти!»

А поводом стало предложение Ирины Антоновой восстановить в Москве Музей нового западного искусства. Идею директор ГМИИ озвучила во время «Прямой линии» с президентом Владимиром Путиным. Главу Эрмитажа Михаила Пиотровского это застигло врасплох. Конфликт вспыхнул на глазах у всей страны.

Во время «Прямой линии» Антонова сказала: «Вся коллекция была передана в наш музей. Но потом часть была передана в Эрмитаж в Петербурге. Согласны ли вы рассмотреть вопрос о возвращении этой части, восстановлении этого музея?» — «Я, разумеется, поддержу любое решение, связанное с возрождением музея, — ответил президент. — Но это должно быть сделано в результате дискуссии в самом музейном сообществе».

«Мне стыдно, что музейные дела выносятся на такое обсуждение с президентом», — отметил Михаил Пиотровский, глава Эрмитажа.

Два крупнейших музея страны не поделили около семи сотен работ Пикассо, Матисса, Моне, Сезанна и других художников рубежа XIX и XX веков. Точнее, картины поделили еще 65 лет назад, когда был расформирован Музей нового западного искусства. На макете цветом обозначены полотна, переданные Пушкинскому музею – всего 380 работ. Те, что достались Эрмитажу, напечатаны в черно-белом варианте. Их – 316, но они наиболее ценны. Эту уникальную коллекцию импрессионистов собирали меценаты Щукин и Морозов, а после революции ее конфисковало государство.

«Эти вещи были переданы в Эрмитаж в качестве компенсации за то, что в Москву попали шедевры старых мастеров, — рассказывает Михаил Пиотровский. — Тогда в Москве появилось старое искусство, в Ленинграде — новое “.

„Из Эрмитажа мы получили 201 картину, но мы их все раздали дальше, в музеи России! – говорит Ирина Антонова, директор ГМИИ имени Пушкина. — Это был просто ‘перевалочный пункт’. Так что никакого ограбления, никакой компенсации не было!“

Михаил Пиотровский уверен: ради „Танца“ Матисса, „Таитянок“ Гогена, портретов кисти Ренуара в Петербург приезжают туристы. „Если эти вещи будут переданы из Эрмитажа в какое-нибудь другое место, это будет преступление против великого музея, — говорит он. — Потому что эти вещи во всем мире известны как часть Эрмитажа“.

Ирина Антонова, в свою очередь, удивляется эмоциональной реакции со стороны Петербурга. Она говорит, что слова о возвращении — всего лишь предложение, и призывает к совместной работе. „Можно сказать: ‘Мы по-другому видим этот вопрос’. Встретиться, поговорить. К этому я и призывала!“, — уверяет она.

На то, чтобы разобраться в конфликте музеев, у Департамента культурного наследия при Министерстве культуры есть всего месяц. Такой срок выделил президент Владимир Путин. Как бы то ни было, если Музей нового западного искусства будет восстановлен, то ГМИИ имени Пушкина, каким мы его знаем сейчас, тоже перестанет существовать. Как и небольшие региональные музеи – ведь прецедент может дать повод и их коллекции потребовать в столицы.