Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
16 мая 2013, источник: РИА Новости

Эксперты Петербурга: передача картин из Эрмитажа в Москву немыслима

С.-ПЕТЕРБУРГ, 16 мая — РИА Новости. Представители культурной общественности Петербурга высказали сомнение относительно возможности передачи картин импрессионистов из Эрмитажа Государственному музею нового западного искусства (ГМНЗИ), который хотят воссоздать в Москве.

Причиной для беспокойства за судьбу эрмитажной коллекции со стороны петербургской общественности послужило выступление директора ГМИИ имени Пушкина Ирины Антоновой в ходе «прямой линии» президента РФ Владимира Путина. Антонова озвучила свою давнюю идею о воссоздании в Москве Музея нового западного искусства, закрытого в 1948 году по приказу Сталина. В ответ на это директор Эрмитажа Михаил Пиотровский заявил, что он против этого и будет отстаивать право сохранения коллекции в Петербурге.

Главный хранитель отдела западноевропейской живописи Эрмитажа Альберт Костеневич напомнил, что Музей нового западного искусства в Москве фактически просуществовал 17 лет. «В 1943 году все картины оттуда эвакуировали, и больше они туда никогда не возвращались. В тайном приказе Сталина о закрытии музея говорилось: “передать картины музею имени Пушкина и другим музеям”.

“А что значит „другие музеи“? Есть ли там условия для хранения этих картин? Смогут ли они взять на себя такую ответственность? Эрмитаж спас эти картины”, — сказал Костеневич на круглом столе в пресс-центре РИА Новости.

Ведущий научный сотрудник Эрмитажа Юлия Кантор отметила, что если картины все же передадут новому музею, то возникнет прецедент, “пойдет цепная реакция”. “Каждый музей начнет предъявлять претензии к своим коллегам, и не только в нашей стране. Например, республики, входившие в состав Советского Союза, начнут просить вернуть какие-то объекты — мы ведь очень много из республик вывозили. Мы сами, внутри своей страны, между двумя столицами рискуем спровоцировать такие события”, — сказала она.

Вдова режиссера Алексея Германа Светлана Кармалита заявила, что “эта передача невозможна”. “Я посмотрела интервью Ирины Антоновой и решила, что что-то не в порядке с моими ушами. Прочитала, поняла, что совсем все плохо, прочитала еще раз. И я не понимаю, почему такая спешка, когда дело касается искусства. Почему именно третье число (к 3 июня Минкультуры РФ по указанию правительства РФ совместно с Союзом музеев и другими заинтересованными организациями должно рассмотреть вопрос о целесообразности воссоздания ГМНЗИ — ред.)”.

“Если так, я за отмену 3 июня, раз в этот день может свершиться такое страшное, непоправимое событие”, — сказала она.

Директор департамента культурного наследия Минкультуры РФ Наталья Самойленко в свою очередь сообщила, что министерство при принятии решения будет учитывать мнение каждого человека. “Отменить 3 июня я не могу, и к этому числу придется решать этот вопрос. На днях на сайте министерства культуры открыто обсуждение темы возрождения Музея нового западного искусства. Принять участие в обсуждении может каждый, кого волнует передача картин в Москву. Мы будем учитывать мнение каждого человека”, — сказала она.

Даниил Гранин, писатель и общественный деятель, почетный житель Петербурга, считает, что с помощью картин импрессионистов советская интеллигенция уходила от сталинизма, от всей прежней жизни.

“У Петербурга много чего можно взять. „Медный всадник“, „белые ночи“. Все можно забрать. Что такое Эрмитаж для всего мира? Это история того, как спасали искусство, как полюбили искусство”.

“Я помню, как мы приходили на выставку импрессионистов, как осваивала интеллигенция и вся Россия это новое слово в искусстве, сколько было споров, непонимания, как мы уходили с помощью этих картин от сталинизма, от всей прежней жизни. Эрмитаж — это любимое детище российского искусства”, — сказал он.

Расширенное заседание Экспертного совета при Минкультуры РФ, на котором обсудят тему воссоздания (ГМНЗИ), состоится 21 мая совместно с президиумом Союза музеев России во главе с Михаилом Пиотровским.

Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский считает, что передача коллекции приведет к полному взрыву единого музейного пространства в России.