Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
24 мая 2013, источник: РИА Новости

Скончался Петр Тодоровский — режиссер трудной судьбы, который нес свет

МОСКВА, 24 мая — РИА Новости, Ольга Дедова. Известный российский режиссер Петр Тодоровский, который скончался на 88-м году жизни в ночь на пятницу, остался в памяти зрителей как создатель замечательных фильмов «Военно-полевой роман», «Интердевочка», «Анкор, еще анкор!», а в сердцах своих коллег — светлым, отзывчивым и обаятельным человеком.

Как сообщил РИА Новости его сын Валерий Тодоровский, мэтр российского кинематографа скончался в одной из больниц Москвы после длительной болезни — от осложнения после воспаления легких. Похороны состоятся в столице. Прощание с режиссером пройдет в Большом зале Дома Кино во вторник, однако точное время пока неизвестно — в Союзе кинематографистов РФ говорят, что панихида начнется в полдень, а родственники режиссера хотят перенести начало на 11.00. Как сообщил РИА Новости пресс-секретарь СК РФ Дмитрий Якунин, Союз окажет поддержку семье Тодоровского.

Легенда после эпохи

Фильмы, созданные Петром Тодоровским, любимы уже не одним поколением зрителей. Это «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981), «Военно-полевой роман» (1983), «По главной улице с оркестром» (1986), «Интердевочка» (1989) «Анкор, еще анкор!» (1992), «Какая чудная игра» (1995), «Ретро втроем» (1998). Как оператор он снимал картины «Молдавские напевы» (1955), «Весна на Заречной улице» (совместно с Радомиром Василевским, 1956), «Моя дочь» (1956), «Два Федора» (1958), «Жажда» (1959).

Глава «Мосфильма» Карен Шахназаров считает, что Тодоровский — «почти последний из того блистательного поколения советского кино в период его расцвета». По его словам, у Тодоровского учились многие поколения режиссеров. «У него была очень своеобразная манера — он стремился в кино к достоверности, к правде, гуманизм был одним из важнейших составляющих его кинематографа. К сожалению, сейчас немногие молодые режиссеры к этому стремятся. Но мы учились. Я, как представитель следующего поколения, тоже у него учился, он оказал на меня большое влияние. Он оказал на всех большое влияние», — сказал режиссер.

А министр культуры РФ Владимир Мединский в своем соболезновании жене и сыну Тодоровского отметил, что его фильмы можно назвать летописью разных периодов жизни России. «Тодоровский умел увидеть историю, героев, обстоятельства и потом передать на экране так, что у зрителя не возникало сомнений — на экране правда. Поэтому его картины смотрят, пересматривают и будут смотреть еще много лет», — сказал Мединский.

Дар любить и быть любимым

Кончина мэтра отечественного кинематографа не оставила равнодушным никого из тех, кто его знал, и каждый отмечал, что Тодоровский был удивительной души человеком, которого любили абсолютно все. «У него был дар вызывать любовь, — рассказал РИА Новости его коллега, режиссер Павел Лунгин. — Это был человек очень яркого, но в то же время камерного таланта. Он много говорил о душевной жизни. Он — фронтовик, любимец — умел любить и любил. Уходят уникальные личности, и его смерть — огромная потеря».

"Интердевочка" и "Военно-полевой роман". Фрагменты фильмов Петра ТодоровскогоРежиссер Александр Митта также отметил безграничное обаяние Тодоровского. «Петр Ефимович был человеком, которого все любили. Буквально все. Его нельзя было не любить, потому что он был не только невероятно талантливым, но и добрым, умным, отзывчивым. В нем было какое-то безграничное обаяние, которое сохранилось и в его картинах», — рассказал РИА Новости Митта.

«По-моему, некоторые его картины — это лучшее, что вообще было сделано в российском кино. Например, “Военно-полевой роман” — более душевной картины просто нет. “Загадочный индус” (“Фокусник”) — прекрасная, ироничная, легкая картина. Он был и легким, и глубоким одновременно — такого не бывает. Он был человечным очень», — поделился режиссер.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, выражая соболезнования родным и близким Тодоровского, отметил, что «Жизненный путь Петра Ефимовича неразрывно связан с судьбой поколения, на долю которого выпало много тяжелых испытаний», а его работы «пронизаны искренней любовью к людям и стране».

Тяжелая судьба и светлая душа

Петр Тодоровский был режиссером, композитором музыки для своих фильмов, актером и сценаристом, прошедшим тяготы войны и послевоенной жизни. В 1944 году его — 19-летнего мальчишку — направили на фронт, и в составе 93-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии 47-й армии 1-го Белорусского фронта он дошел до Эльбы. Здесь после Победы его назначили комендантом маленького городка. Как участник войны он награжден тремя орденами Отечественной войны I и II степеней, медалями.

Известный кинокритик Юрий Богомолов рассказал РИА Новости, что знал Тодоровского уже давно. «Всем известно, какой он был талантливый режиссер, оператор, музыкант, которого коснулась война. В какой-то степени он как режиссер вместе со своими современниками обладал лирической душой послевоенного поколения», — сказал кинокритик.

О тяжелой судьбе Тодоровского рассказал худрук и главный дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей Скрипка, с которым режиссер записывал свою музыку. По его словам, несмотря на трудности, Тодоровский пронес свет через всю свою жизнь, при этом каждый кадр из его фильмов был тем, что режиссер знает сам — «это не придуманное, это — выстраданное».

Он рассказал, что музыка, написанная Тодоровским, частично перекликается с музыкой кино итальянского неореализма. «Подобные интонации встречались часто, но они были и очень свои, с нашей напевностью», — отметил дирижер.

Музыка, которой Тодоровский увлекался с детства, всегда занимала особое место в его жизни и творчестве. Не имея музыкального образования, он написал музыкальные темы и песни ко многим своим фильмам — «По главной улице с оркестром», «Военно-полевой роман», «Интердевочка», «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра», «Ретро втроем». Кроме того, он записал несколько компакт-дисков с исполнителем авторской песни Сергеем Никитиным.

Режиссер-демократ — счастье для актера

Тодоровский внес вклад в кинематограф и как актер — в фильмах «Был месяц май» (1970) и «Трясина» (1977). Наверное, именно поэтому он очень чутко относился к тем людям, которые работали в кадре. Так, Евгений Миронов, который снялся в ленте «Анкор, еще анкор!», вспоминает его как нежного, трогательного человека с прекрасным чувством юмора.

«Петр Ефимович научил меня, как играть романтических героев. Он научил жить в одном коллективе во время съемок. То, что он делал с теми, кто вместе с ним работал над фильмом, никто из артистов не забудет никогда. Не забудет эти волшебные вечера после съемок, когда он собирал нас всех вместе на посиделки и пел под гитару», — рассказал Миронов РИА Новости.

Инна Чурикова, сыгравшая в фильме «Военно-полевой роман», рассказала РИА Новости, что работать с Тодоровским было просто счастьем — фильмы снимали быстро, и на съемочной площадке было интересно. «Он был чрезвычайно демократичным, в отличие от тех, кто иногда несет себя как важных и гениальных, к таким не подойди и слова не скажи. С Тодоровским же можно было импровизировать, и он радовался каким-то находкам. Часто собирались вечером, и я помню эти вечера, где он блистательно пел и играл на гитаре. У него была своя интонация, свой голос», — отметила Чурикова.

«В моей жизни это прекраснейший режиссер, светлый человек, настоящий мужчина, красивый во всех отношениях. Он знал жизнь, прошел фронт. В его героях, как и в нем самом, была такая любовь, такая вера в человека», — подчеркнула она.

Награды при жизни

Петр Ефимович Тодоровский родился 26 августа 1925 года в городе Бобринец, Кировоградской области (Украина). Окончил операторский факультет ВГИКа и около 10 лет работал на Одесской киностудии.

Он является академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Тодоровский — обладатель большого количества призов многих международных и отечественных кинофестивалей, в том числе Венецианского (1965, за фильм «Верность»), а также был номинирован на премию «Оскар» (1984, за фильм «Военно-полевой роман»). Также среди его наград — Государственная премия России, орден «За заслуги перед Отечеством» II (2005), III (2000) и IV (1995) степеней.