Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
24 мая 2013, источник: РИА Новости

ШДИ представит спектакль по пьесам Кальдерона и Пушкина

МОСКВА, 24 мая — РИА Новости, Наталия Курова. Театр «Школа драматического искусства» и «Мастерская индивидуальной режиссуры» завершат май премьерой спектакля «Стойкий принцип», созданного по мотивам пьес «Стойкий принц» Кальдерона и «Пир во время чумы» Пушкина, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра.

Первый показ пройдет в субботу. «Стойкий принцип» состоит из шести часовых спектаклей, которые объединены в «единое театральное путешествие». Режиссером этого масштабного проекта, соединяющего в себе жанр мистерии и современный перформанс, выступил известный экспериментатор Борис Юхананов.

Спектакль в трех актах, двух кладбищах и одном концерте

«Эти два произведения невероятно близки по уровню и масштабу обобщения времени, — сказал в РИА Новости Юхананов. — Каждый обобщает свое время, но при более глубоком исследовании понимаешь, что в одной истории рассказывается о войне, а вторая, казалось бы, о чуме, но, на самом деле, чума в душах — это результат войны. Вот приблизительно в такой логике и такой последовательности в нашем театральном путешествии и оказываются эти два потрясающих текста».

По словам режиссера, работа состоит из шести спектаклей, которые объединены в единое театральное путешествие. Композиция очень сложная, обозначенная, как «спектакль в трех актах, двух кладбищах и одном концерте».

«Если формально говорить, то результатом и войны, и чумы оказывается кладбище, — сказал Юхананов. — Здесь на одном кладбище как бы проживает текст, и его там хоронят, а на другом — театр. Но потом, как зерно, которое кладется в землю, а потом прорастает, есть надежда, что прорастет новый текст, новые переживания этого текста в культуре и новые возможности откроются в театре».

Принцы-принципы

Что касается названия «Стойкий принцип», а не «принц», то как объяснил режиссер, в латинском языке у слова принц и принцип один корень. На протяжении более 20 лет он рассказывает истории о нескольких принцах-принципах. Первым был сумасшедший принц Гамлет. Принцип, как пояснил Юхананов, это высшая стадия в масонском посвящении и одновременно это особого рода ракурс отношения с миром, что свойственно возрожденческой драме. Фернандо и Гамлет — два главных героя драматургии Возрождения. История португальского принца, побежденного, но оставшегося верным своим принципам, заставляет задуматься над современными вопросами о войне и мире. Пушкинская трагедия «Пир во время чумы» предстает в образе «концерта-мутанта, пиршества на выжженном поле боя после войны».

Спектакль насыщен необычной музыкой Дмитрия Курляндского — одного из лидеров новой волны, которая сама по себе невероятно разнообразна и интересна. Сам композитор называет эту музыкальную композицию «сонографией».

«Это практически своеобразная опера, очень насыщенная музыкальная ткань, и в ней живут “кабарешные” мелодии или, наоборот, сложно устроенная средневековая музыка, Вертинский и Брехт, особым образом препарированные», — говорит Юхананов.

«Это слой новый музыки особого рода, смещенной в какие-то необычные звуки, которые создаются и извлекаются при помощи разных новых инструментов. Сложно выстроенная, очень разнообразная и при этом цельная музыкальная стратегия».

Что касается создателя образа главного героя — португальского принца Фернандо Игоря Яцко, то, как сказал режиссер, он сразу предполагал именно его в этой роли. «Мы понимаем друг друга, у нас одна альма-матер — Анатолий Васильев, — сказал Юхананов. — Мы вышли из этой школы и остаемся преданными этой традиции. Игорь играл у меня Фауста, а здесь он невероятно точно, проникновенно и легко ведет роль принца Фернандо. У нас получилась такая дилогия на пастернаковских переводах. Может быть, сделаем и третью. Я люблю перевод Пастернака “Гамлета” и думаю, что для Игоря это прекрасная роль».