Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Строй, владей, эксплуатируй: Россия строит в Турции АЭС В Турции началось строительство первой в стране атомной электростанции. Это совместный проект Москвы и Анкары
26 мая 2013, источник: dostup1.ru, (новости источника)

Гастроли канадского цирка Дю Солей в Челябинске прошли под бурные овации

Подробнее о том, как встретили нашумевший канадский цирк в столице Южного Урала, и чем удивили челябинцев артисты, – читайте в материале Агентства новостей «Доступ».

Легендарный Cirque du Soleil за пять дней в Челябинске показал шоу Alegría уже семь раз. В общей сложности его посмотрело уже свыше 40 тыс. человек. Вечером в воскресенье, 26 мая, зрители увидят последнее представление, после чего Цирк Солнца (именно так с французского переводится его название) отправится в Казань. Подробнее о том, как встретили нашумевший канадский цирк в столице Южного Урала, и чем удивили челябинцев артисты, – читайте в материале Агентства новостей «Доступ».

Уникальное дополнение

О майских гастролях Cirque du Soleil с постановкой Alegría в Челябинске стало известно еще в январе 2013. Тогда организаторы анонсировали шесть представлений с 23 по 25 мая, однако интерес местной публики к творчеству канадского цирка заставил их внести коррективы в гастрольный график – билеты на шоу раскупили, как горячие пирожки. Из-за такого повышенного ажиотажа дирекция решила провести в Челябинске два дополнительных шоу, продлив гастроли на два дня – с 22 по 26 мая.

«В Челябинске к Cirque du Soleil был настолько большой интерес, что мы очень быстро продали билеты на запланированные шоу. В графике у нас всегда на такие случаи заложены опциональные шоу. Этот город стал единственным в российско-украинском туре, где мы открыли дополнительные шоу – целых два!» – рассказала PR-менеджер Дю Солей в России Юлия Турыгина.

Как ранее комментировала гендиректор компании Cirque du Soleil Rus Наталья Романова, выбор Челябинска как места гастролей Alegría неслучаен. «Мы стремимся постоянно расширять географию наших выступлений и не уходить из тех регионов, где уже прошли успешные гастроли. В 2012 году в Екатеринбурге мы были с шоу Saltimbanco. Российская премьера прошла крайне успешно, и мы хотели вернуться с Alegria, но более строгие требования по высоте потолков арены привели нас в Челябинск», – рассказала она.

По словам публициста шоу Alegría Ванессы Наполи, именно высокие потолки Ледовой арены «Трактор» побудили техкоманду Cirque du Soleil остановиться на Челябинске. Тур компании стартовал 9 мая с Санкт-Петербурга. Вместе со столицей Южного Урала в него вошло всего четыре российских города и один украинский. После Челябинска труппа цирка отправится в Казань, где пробудет до 2 июня, потом с 5 по 16 июня выступит в Москве, а затем с 20 по 30 июня в Киеве.

Отметим, всего в коллекции канадского цирка во всем мире 19 действующих шоу. Среди них – десять гастрольных, в том числе шесть под собственным большим куполом, и девять стационарных. В России в 2013 году покажут только четыре программы: кроме Alegría, в этот список вошли выездные Michael Jackson The Immortal, Kooza и стационарное Zarkana.

«Прежде чем показать шоу в России, наша техкоманда проводит аудиты площадок. Когда мы определимся, что привезем в следующий раз, думаю, они изучат возможности показа в Челябинске», – пояснила Ванесса Наполи. И добавила: в сентябре 2013 у поклонников творчества Cirque du Soleil будет еще одна возможность увидеть очередное шоу цирка. Правда, только в Москве: под собственным большим куполом зрителям покажут увлекательную программу Kooza.

Сказка на колесах

В Челябинск команда сказочного шоу Alegría приехала на 22 грузовиках, в которых разместилось все сценическое и акробатическое оборудование, спортивные тренажеры, гири, гантели, маты, стиральные машины, сушильные аппараты, биоразлагаемый стиральный порошок для ухода за костюмами, кофры с самими костюмами, косметикой, материалами для костюмеров, швейные машины, утюги и многое другое.

После прибытия буквально за полдня 21 мая из склада многочисленных кофров в арене «Трактор» выросла сцена с 45-тонным куполом – на это ушло 12 часов, – гримерная, костюмерная, закулисье, тренировочный зал, прачечная и другие важные для работы зоны.

«Быстро у нас это получается делать потому, что в самом туре присутствуют 25 техников. Еще около 100 человек мы нанимаем на месте в каждом городе – они нам помогают с монтажом и демонтажом декораций», – пояснила Ванесса Наполи.

По ее словам, в общей сложности тур Alegría включает 100 человек. В самом шоу принимает участие 55 исполнителей и музыкантов из 17 стран мира. «Остальные 45 – это технический персонал, костюмеры, которые все время путешествуют с шоу, а также кейтеринг, который, к примеру, был с нами во время европейских гастролей», – добавляет Ванесса.

Около 20% артистов Alegría – русскоговорящие, в том числе главный тренер шоу Игорь Арефьев, акробаты номера «Русская перекладина» и сквозной персонаж спектакля Флер, которого играет русский артист Андрей Кислицин. Отметим, в день премьеры шоу в Челябинске, 22 мая, Кислицын отмечал свой день рождения – талантливому артисту исполнилось 28 лет. «Есть такой миф, что мы специально для гастролей в России нанимаем русскоязычных исполнителей. Это не так. Все без исключения проходят одни и те же процедуры, чтобы попасть в цирк Дю Солей. Каждый начинающий артист Cirque du Soleil обязательно проходит подготовку в штаб-квартире в Монреале (Канада)», – поясняет Юлия Турыгина.

Первым делом — тренировки

График артистов цикличен и складывается из десяти недель гастролей и двух недель отпуска, когда они могут навестить родных или куда-нибудь съездить. Понедельник и вторник у них обычно выходные, а с утра среды перед премьерой шоу начинаются усиленные тренировки.

«Мы набираем артистов, акробатов, гимнастов высокого класса, но все равно приходится прикладывать много усилий, чтобы их выступление смотрелось синхронно. Поэтому мы каждую неделю репетируем, хотя номера уже устоявшиеся», – отмечает главный тренер шоу Alegría Игорь Арефьев.

В составе Alegría есть обладатель «Золотого клоуна Монте-Карло-2005», участник Олимпийских игр из украинской национальной сборной, а также чемпион мира 2012 года по танцам с огненными ножами. Кстати, зачисления в труппу Cirque du Soleil последний ждал пять лет.

«В Дю Солей я попал четыре года назад, а до этого пять лет ждал ответа от компании. Я танцую с 13 лет – это примерно половина моей жизни. Родившись на Гавайях, я с детства наблюдал за тем, как старшее поколение укрощает огонь, и это всегда было в моем сердце и душе – я никогда не боялся огня. Это очень важно при работе с ним», – рассказывает артист Майко Наруо.

По его словам, жизнь с его приходом в Cirque du Soleil изменилась невероятным образом. «Я хотел делиться тем, что умею, своей энергией, страстью, поэтому я так долго ждал. Теперь я могу путешествовать по миру, заниматься любимым делом и делиться им с миллионами людей во всех уголках земли», – поясняет он.

Отметим, все тело артиста украшено этническими татуировками – все они что-то значат для Майко: символизируют огонь и его страсть к нему, рассказывают о его семье и культуре острова Само, где зародилось искусство танца с огнем.

Как подчеркнул главный тренер Alegría, чтобы попасть в это или другое шоу Cirque du Soleil, нужно иметь хорошую спортивную подготовку. «Мы репетируем, но у нас нет возможности делать это по пять часов в день пять раз в неделю и так 60 недель, поэтому люди должны приходить к нам уже с высоким уровнем подготовки», – поясняет Игорь Арефьев.

Кроме среды, артисты тренируются и в другие дни недели, но менее интенсивно. «Они уделяют колоссальное время разминкам и тренировкам, потому что их тело – это рабочий инструмент, и они должны держать себя в тонусе», – рассказывает Ванесса Наполи, показывая представителям СМИ святую святых Цирка Дю Солей – закулисье. Здесь, по ее словам, все время достаточно многолюдно и постоянно что-то происходит.

В полуосвещенной и отделенной от сцены импровизированной комнате примерно на 100 квадратных метрах расположились «голубой ковер» – мат, на котором исполнители Cirque du Soleil разминаются перед выступлениями, – а также конструкция для разминки артистов из заключительного номера программы Alegría, качели, опоры разной высоты для эквилибра, беговые дорожки, штанги, гантели, велосипед и небольшая гостиная, представляющая собой своеобразную зону отдыха из двух диванчиков и прикрепленного к кофру плазменного телевизора. «Каждое шоу мы записываем на видеокамеру, чтобы артисты потом могли посмотреть его и сделать работу над ошибками», – отмечает Ванесса.

Добавим, подбором артистов занимаются сотрудники специального отдела в штаб-квартире в Монреале. Заявиться в качестве претендентов желающие могут, отправив им демо-запись своего номера или же оставив ее на официальном сайте цирка. Кроме того, периодически Cirque du Soleil устраивает кастинги. Очередной из них, направленный на поиск новых талантов для существующих и планируемых шоу, пройдет в начале июля 2013 в Киеве. Организаторы приглашают на него клоунов, мимов, артистов современной пантомимы, уличных исполнителей, а также актеров с исключительными способностями или необычным типом телосложения.

4000 элементов гардероба

Содержимое костюмерной шоу Alegría занимает почти две фуры из 22, на которых приехал весь реквизит программы Cirque du Soleil, при этом целый кофр отдан под один из важных элементов образов актеров – маски. Они принадлежат старым тоскующим птицам. Эти персонажи считают, что они юны и прекрасны, поэтому прячутся за масками, пытаясь сохранить былую красоту.

Каждая маска сделана вручную из кожи и богато декорирована разнообразными стразами, перьями, камнями и прочими украшениями. Все это выглядит гипертрофировано и вычурно, символизируя роскошь старой артистократии.

«Все маски изготавливают в Монреале конкретно под определенного исполнителя. Когда артисты проходят подготовительные тренинги, с них снимают все мерки и делают слепок головы и лица, по которому впоследствии и создают маски», – рассказывает Ванесса Наполи.

Весь костюм тоскующей птицы достаточно массивный и тяжелый (более 3 кг), и время от времени артистам в нем становится жарко, но это не мешает им периодически бегать по сцене и даже выполнять некоторые трюки.

Кроме маски, костюм старой птицы включает жакет, штаны и головной убор – все это также делают вручную. На их создание у костюмера в общей сложности уходит около 200 часов. Продолжительность жизни костюма в среднем составляет от трех месяцев до года.

Впрочем, в самом туре за одеждой лишь ухаживают и восстанавливают, когда требуется. Шьет все костюмы в Монреале команда из более 300 специалистов.

«Если костюм износился, мы заказываем его в Монреале, и нам его присылают. А если нужно что-то сделать, например, пришить пуговицу или заштопать что-то, мы возим всякие ткани, нитки, иголки, булавки – все это у нас есть с собой. Ухаживаем за костюмами и стираем их тоже сами», – поясняет Ванесса.

С туром путешествует четыре костюмера. Им в подмогу в каждом городе нанимают еще двух, которые чистят костюмы и ухаживают за ними. «Миссия костюмеров в том, чтобы каждый вечер на каждом шоу костюмы выглядели так же красиво, как 19 лет назад – так, какими их задумали создатели», – рассказывает Наполи.

Во время шоу зрители могут увидеть 700 элементов костюмов, включая индивидуально созданную обувь, парики, шляпки и аксессуары. Вообще же тур Alegría путешествует с 4 тыс. элементами гардероба, которые включают запасные детали для костюмов.

«У нас с собой есть запасные костюмы, но когда мы понимаем, что и они могут закончиться, то заказываем новые в Монреале. Однако в России еще таких ситуаций не было», – отмечает Юлия Турыгина.

По словам старшего костюмера Эми Браун из Невады (США), практически все ткани для костюмов и обувь Cirque du Soleil закупает изначально белого цвета, а в последующем красит их в нужный цвет.

«В Монреале есть специалисты, которые занимаются нанесением принтов на ткань. Как только они нанесены, делается сама форма костюма, а потом он уже декорируется», – уточняет Эми, добавляя, что при создании костюмов старого поколения используют несколько слоев ткани, что утяжеляет их. 

Гардероб молодых, наоборот, воздушный и обтягивающий. В основном, костюмы для акробатов и гимнастов шьют из лайкры – этот материал легкий по текстуре и требует простого ухода.

Обувь артистов, занимающая в костюмерной два кофра, также нуждается в подкраске и подшивке – это делается еженедельно.

В штате шоу Cirque du Soleil нет гримера. Эту немаловажную составляющую сценического образа артисты выполняют самостоятельно.

«Каждый артист наносит свой грим сам. В Монреале их обучают этому искусству и выдают пошаговую инструкцию с описанием, в какой момент что нужно делать. Например, использовать карандаш такого-то оттенка под глазом или тональную основу в конкретный момент, помады, карандаши, тушь – и так шаг за шагом», – поясняет публицист Ванесса Наполи.

Изначально у артистов на это уходит около двух часов, но с приобретением опыта процесс накладывания грима сокращается до 45 минут.

Кстати, всю косметику, кисточки и другие подручные средства, которые могут понадобиться исполнителям, Cirque du Soleil также возит с собой.

«У нас два кофра забиты косметикой: губки, диски, кисти, карандаши, губная помада, тушь, пудра, тени, тональный крем, накладные ресницы… Этого запаса хватит на год. Просто рай и мечта любой девушки!» – отмечает Ванесса.

Радость атлетизма

Премьера шоу Alegría прошла в 1994 году в Монреале. С тех пор оно гастролирует по миру. Его посмотрело уже 14 млн человек во всех уголках Земли. Изначально шоу выступало под собственным большим куполом (Гранд Шапито), но в мае 2009 года превратилось в постановку для арен.

Название Alegría созвучно испанскому «радость», «веселье», «торжество». Это одна из самых долгоиграющих и знаковых гастрольных постановок цирка. «В Alegría вы не увидите спецэффектов. Лишь только безграничные возможности человеческого тела. Это шоу о природе человека и о том, на что способно его тело», – отмечает Ванесса Наполи.

За 2,5 часа, которые идет представление, зрителям демонстрируют не просто акробатические и гимнастические номера, но и завораживающую смесь мастерства, силы и артистизма. Alegría с ее отточенными трюками, хорошо поставленной хореографией, гармоничным вокальным и музыкальным сопровождением, юмором, лирикой и не менее важным освещением сливается воедино и смотрится как цельное существо, диковинное для челябинской публики. Шоу объединяет в себе все мыслимые направления искусства: музыку и дизайн, танец, оперное пение, грим, – не забывая при этом и о цирковом искусстве во всех его проявлениях: от уличных жанров до высокотехнологичной воздушной акробатики.

Сцену в шоу венчает большой купол, который является архитектурным символом облеченных властью институтов. Винтообразные лестницы по обеим сторонам уходят вниз, словно что-то еще непознанное и неизвестное. На полу можно разглядеть голову саламандры. Картину дополняет освещение, создающее атмосферу бала XVII века.

Особенным цирк делает то, что в каждом его шоу есть сквозная сюжетная линия, и вместе с артистами зрители проживают целую жизнь во время одного представления. В Alegría им демонстрируют противостояние двух поколений – молодого и образчиков старого порядка.

«Сюжет развивается в королевстве, которое покидает король, и начинается борьба за власть. Молодому поколению кажется, что они готовы свернуть горы и изменить этот мир к лучшему, а старое поколение считает, что власть принадлежит им. И, наверное, именно поэтому шоу так долго гастролирует по миру и будет гастролировать, так как тема, которую в ней исследуют, универсальна», – рассказывает Ванесса Наполи.

Она подчеркивает, что Alegría – это «чудо, которое балансирует на грани циркового искусства, театра и живого музыкального исполнения». «Мы заставляем людей мечтать, стимулируем их воображение, приглашаем их в эмоциональное путешествие», – говорит Ванесса Наполи, отмечая, что в этой смеси и заключается успех цирка.

Зрители действительно в течение шоу испытывают то искренний детский восторг, то тревогу или страх от щекочущих нервы высотных номеров, то удивление и восхищение от невероятных возможностей гимнастов, то грусть или же радость, сопереживая героям событий. Не стихают эти чувства и при повторном просмотре программы – и во второй, и в третий раз удивительные трюки все так же захватывают дух, оставляя после шоу длительное «послевкусие» восторга и хорошее настроение.

Эмоции подкрепляют музыканты, вживую озвучивающие все шоу. В их исполнении смешиваются различные стили и инструменты: от аккордеона, гитар и духовых до синтезатора. До глубины души трогает и вокал певицы в белом, сопровождающий некоторые номера. Как отмечают в компании, саундтрек к Alegría до сих пор остается самым продаваемым музыкальным альбомом Cirque du Soleil.

Отметим, несмотря на волнения труппы Alegría, премьера шоу в Челябинске прошла на ура. Зрители дружно аплодировали, а при незначительных погрешностях артистов, хлопали еще громче, чтобы поддержать их. В завершение каждого представления на поклоне труппу встречали бурные овации – каждое шоу зал аплодировал стоя, не отпуская исполнителей несколько минут.

По словам самих артистов, такого теплого приема в новом для них городе они не ожидали и очень благодарны за это челябинской публике.