Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
9 декабря 2013, источник: "Российская газета"

В Воронеже показали фильм о туфельках из концлагеря

Какую роль сыграла пара туфель в номинации на «Оскар», чем привлекает режиссеров и зрителей малый формат и как попасть в Монте-Карло — все это можно было узнать, побывав на фестивале короткого метра «Коник».

Загадочное название фестиваля — «Коник» — будто бы отсылает к фотопленке в черных цилиндрах, которую мы трясущимися руками, боясь засветить, вставляли в свои «мыльницы». Но нет. Оказывается, это аббревиатура, означающая Короткометражное Независимое Игровое Кино. В программе — лучшие фильмы фестиваля, снятые независимыми режиссерами и студентами московских и петербургских театральных вузов, встречи с авторами кинофильмов и мастер-классы по монтажу и продюсированию короткометражного кино.

В перерывах между показами зрителей приглашали в лаундж-зону, чтобы обсудить увиденное не только друг с другом, но и с авторами фильмов. Режиссеру короткометражки «Туфельки» Константину Фаму позвонили…в Монте-Карло. Молодой режиссер дожидается там объявления результатов очередной премии. В его фильме не увидишь «звездных» лиц и дизайнерских костюмов. В нем нет диалогов и даже пантомим. Все потому, что в кадре видны только ноги актеров. Очаровательное название короткометражки — обманка, ведь фильм рассказывает об ужасах Второй мировой войны.

— Идея фильма возникла спонтанно, — рассказывает Константин Фам. — Друг Игорь был на экскурсии в Освенциме и стоял у витрины с обувью узников концлагеря. Он рассказал мне о своей идее, а к следующему утру у меня уже был готов первый набросок сценария.

Так родилась история пары туфелек, которые прожили долгую жизнь и закончили ее в лагере смерти. Двадцатиминутную короткометражку снимали на четырех площадках: во Франции, Польше, Чехии, Белоруссии.

— Когда я начинал эту работу, не думал, что она выльется в нечто большее. Думал снять на фотоаппарат маленькую историю и сам в нее поверил, — признается режиссер фильма. — Но когда увидел, что история получается, захотел выйти на новый уровень. Здесь дело не в деньгах, а в людях. Люди приходили в проект сами, зараженные идеей. Так созидалась команда, которой позавидует любой отечественный блокбастер.

Вдохновившись одной лишь только идеей, Константин Фам задумал целый альманах, состоящий из трех частей. Продолжение «Туфелек» под названием «Бут» будет описывать судьбу немецкой овчарки, которую разлучили с ее хозяевами — еврейской семьей. Пес встретится с родными людьми, когда будет сторожевой собакой в концлагере. В основе третьей новеллы — «Скрипка» — будет история музыкального инструмента — с момента создания в Нюрнбергской скрипичной мастерской до концерта в современном Иерусалиме у Стены Плача. Режиссер надеется, что из трех короткометражек вырастет полнометражный фильм. Константину Фаму даже предложили сделать из его новелл образовательную программу, которую будут преподавать в немецких школах.

Молодого, но такого успешного режиссера, чью работу номинировали на премию «Оскар», засыпали вопросами.

— Чем вас привлекает короткий метр?

— Своей краткостью, — резонно ответил Константин. — Я хотел бы снимать только короткий метр. Но пока для него нет рынка в России — он только начинается. Надо подождать всего несколько лет. С развитием интернета появляется возможность быстрее донести продукт до зрителя. Скорость жизни увеличивается. Формат кино станет короче.

— Короткометражное кино чаще показывают на фестивалях, чем в кинотеатрах. Есть ли интерес к такому кино у массового зрителя?

— Мне важнее отзывы зрителей, чем профессиональной публики. И у зрителя интерес есть! Обращусь к молодым режиссерам. Ничего не бойтесь, особенно первых поражений. Нашему проекту уже год, а он только начинает набирать обороты.

Такой же вопрос задали и руководителю киношколы имени МакГаффина Дарье Гладышевой, которая общалась со воронежскими зрителями из Екатеринбурга.

— Интерес у зрителя большой. Телевидение покупает короткометражки. На фестивалях в регионах все в порядке с наполняемостью залов. Короткий метр — это удобный формат.

Дарья также рассказала, что московская киношкола подумывает над тем, чтобы привезти уникальные образовательные программы в регионы.

— Известные молодые режиссеры готовы приезжать в регионы, ведь это великолепная площадка для творчества. К примеру, фильм, сделанный на свои деньги в Ульяновске, был продан в прокат регионам в обход Москвы. Это не счастливое исключение, а зарождающаяся тенденция.

Что ж, надеемся, что после удачного старта фестиваля «Коник» в Воронеже, эта инициатива не обойдет стороной и наш город.