Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
9 декабря 2013, источник: Город Казань.KZN.RU, (новости источника)

Э.Пеньялоса: «В хорошем городе не бедные ездят на машинах, а богатые — на общественном транспорте»

Публичную лекцию всемирно известного урбаниста в Казани посетил Президент РТ Рустам Минниханов.

(KZN.RU, 9 декабря, Таисия Башаркина). Всемирно известный эксперт в области урбанистики, президент Института транспорта и развития Нью-Йорка Энрике Пеньялоса выступил сегодня с публичной лекцией в Казанской ратуше. Экс-мэр 8-миллионной столицы Колумбии Боготы рассказал о том, каким, с его точки зрения, должен быть идеальный город, и дал практические советы по улучшению городского пространства. В дискуссии приняли участие Президент Татарстана Рустам Минниханов, Мэр Казани Ильсур Метшин, прокурор РТ Ильдус Нафиков, а также руководители республиканских министерств и городских ведомств.

Главная идея, лежащая в основе «хорошего города», по мнению Энрике Пеньялосы, заключается в приоритете пешеходного пространства и сокращении использования частных автомобилей. «Отводить больше пространства пешеходам и велосипедистам, а меньше машинам», — таков основной посыл его выступления.

«Хороший город – это тот, в котором людям хочется бывать на улице. Если в городе хорошо себя чувствуют более уязвимые категории граждан – дети, пожилые, инвалиды, люди с низким уровнем достатка, – значит, комфортно и остальным», — отмечает он.

Рассказывая о практике увеличения пешеходных зон в крупных городах мира, Энрике Пеньялоса упомянул манхэттенский Бродвей, центральную часть которого пару лет назад сделали пешеходной. Докладчик также приводил в пример такие успешные в плане развития общественного пространства города, как Берлин, Лондон, Ванкувер, Бостон, Париж. «В Москве и Казани тоже начинают понимать, что пешеходам нужно уделять большее пространство, и главное – делать качественные тротуары», — подчеркнул докладчик.

Разница между отсталым и продвинутым городом, по мнению лектора, заключается в качестве тротуаров. Давая оценку казанским тротуарам, он отметил, что они находятся в неплохом состоянии, и в городе немало пространства, которое можно «отдать» пешеходам, а не автомобилям.

Вспоминая свой опыт работы на посту Мэра столицы Колумбии, 8-миллионного города Богота, Энрике Пеньялоса рассказал, что ему буквально объявили импичмент, когда он пытался убрать машины из города. «Я был врагом номер один…, — вспоминает экс-мэр. — 77% жителей выражали свое отрицательное отношение к тому, что я убирал машины из города, создавал общественное пространство». Однако к концу срока своего пребывания на этом посту у Э.Пеньялосы был самый высокий рейтинг за всю историю мэров Боготы.

Затрагивая развитие велосипедной инфраструктуры города, урбанист подметил, что защищенные велосипедные дорожки являются символом демократического общества, для которого человек на велосипеде за 30 долларов так же дорог, как и водитель авто за 30 тысяч долларов. Для Казани он рекомендовал строить сотни километров велосипедных и зеленых пешеходных дорожек.

Говоря о набережных, гуру урбанистики сравнил их с сокровищем, рядом с которым не должно быть ни автомобильных дорог, ни частных закрытых зон. «Набережные делают человека счастливыми, дают возможность прогуляться и насладиться городским пейзажем», — добавил он.

Еще один признак идеальной пешеходной инфраструктуры – отсутствие огромных крытых шопинг-моллов. По мнению Э.Пеньялосы, шопинг-моллы – это не общественное пространство, в котором люди чувствуют себя на равных, гораздо уютнее и комфортнее, к примеру, в центральном парке на Манхэттене, нежели в крытых комплексах «без окон и дверей».

Приводя в пример нью-йоркский Манхэттен, докладчик заострил внимание на обустройстве пространства вокруг зданий: «Не имеет значение высота здания, важно, чтобы вокруг него был хороший тротуар без припаркованных машин, удачный фронтальный дизайн, много деревьев, — все это создает привлекательность для пребывания людей на улице», — отметил он, демонстрируя на слайдах негативные примеры — каменные джунгли с большим количеством припаркованных автомобилей.

Затрагивая актуальную для Казани проблему пробок, известный урбанист отметил, что строительство новых дорог ее не решит. «Казани нужны широкие улицы, но не шоссе», — отметил он, выдвинув предложение ограничить количество парковочных мест, тем самым мотивируя людей пересаживаться на общественный транспорт. «Автобус, перевозящий 80 пассажиров, имеет в 80 раз больше прав, чем водитель авто с одним пассажиром в салоне», — заявил он.

Э.Пеньялоса напомнил, как выстроена система общественного транспорта в Боготе. Созданная им система TransMilenio позволила сократить трафик на 40% и считается одной из лучших в мире. На смену маленьким «басетам» мелких перевозчиков пришли скоростные автобусы большой вместимости, которые передвигаются по автобусным линиям, полностью отделенным от основной проезжей части. «Автобус, застрявший в пробке, — это полный абсурд», — возмущенно заявил он.

Президент Татарстана Рустам Минниханов согласился с тем, что строительство новых дорог и развязок является в Казани временной мерой по решению транспортных проблем. «Мы согласны с тем, что должно быть удобное городское пространство, много зеленых зон, спортивных площадок и набережных», — заявил Президент РТ и поинтересовался у Энрике Пеньялосы, что, по мнению эксперта, необходимо предпринять городским властям в первую очередь для улучшения городского пространства.

Отвечая на вопрос Президента РТ, Э.Пеньялоса отметил, что, во-первых, необходимо постараться избежать роста города вширь. По мнению эксперта, город должен развиваться как можно ближе к центру. «Исторический центр – сокровище вашего города, нужно создавать здесь хорошие пешеходные пространства и организовать работу общественного транспорта по выделенным полосам», — отметил он и порекомендовал не вводить все меры сразу, а делать все постепенно. Сейчас первоочередным для города является создание широких пешеходных улиц и эксклюзивных полос для движения автобусов.

В завершение своего выступления Э.Пеньялоса еще раз подчеркивает, что дорожное пространство – это самый ценный ресурс города, который нужно правильно распределять. И во многом это распределение зависит не от технических или инженерных решений, а обусловлено политическими. «Хороший город – не тот, в котором бедные ездят на автомобилях, а тот, в котором богатые ездят на общественном транспорте», – резюмирует он.

Ильсур Метшин, по личному приглашению которого Энрике Пеньялоса приехал в Казань, поблагодарил эксперта за участие в дискуссии и повышенное внимание к городским проблемам. Впереди гостя ждут встречи со студентами, архитектурной общественностью и предпринимательским сообществом.