Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
9 декабря 2013, источник: ТАСС

В Москве открылась выставка, посвященная 95-летию со дня рождения Александра Солженицына

МОСКВА, 9 декабря. /Корр.ИТАР-ТАСС Марина Хромова/. Впервые на родине Александра Солженицына состоялась презентация архива писателя. Все экспонаты выставки «Александр Солженицын: из-под глыб», открывшейся в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, — оригиналы, датируемые концом XIX — началом XXI века

Выставка приурочена к 95-летию со дня рождения Солженицына и представляет избранные материалы его архива: рукописи, документы, мемориальные вещи, фотографии, книги. В музее на Волхонке можно увидеть автографы Солженицына, документы, регалии лауреата Нобелевской премии, автографы Корнея Чуковского, Анны Ахматовой, Александра Твардовского, Дмитрия Шостаковича.

«Эта выставка удивительна, и она должна проходить именно в нашем музее, ведь это часть нашей истории, нашего литературного опыта, — сказала на ее открытии директор музея Марина Лошак. — Выставка очень важна в силу того, что отражает личный опыт, переживания. Это — своеобразный музей Солженицына в одном из наших залов. Все экспонаты подлинные, за каждым — судьба человека и его страны. Многое понятно, многое вызывает вопросы. Выставка оставляет яркий эмоциональный след».

«Нам бы очень хотелось, чтобы к нам пришло как можно больше людей, которые многого не знают, в том числе, молодежь, чтобы в результате этой выставки у них возникло желание прочитать произведения Солженицына. Это трудная, душевная работа», — отметила Лошак. 

«Мое поколение было потрясено первой книгой Солженицына. Она, как ракета, выводила в другие сферы. Солженицын — совершенно уникальное явление. Он сблизил два понятия: своей личной судьбы и судьбы страны», — сказал уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин.

«Тексты Александра Солженицына соразмерны биографии, а сам писатель соразмерен России. Он — один из немногих избранных, русский гений. В произведениях Солженицына есть все: от судьбы простой крестьянки до судеб всего народа», — убежден специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. По его мнению, «выставка отражает писательский дар Солженицына».

По утверждению президента музея им.Пушкина Ирины Антоновой, судьба Солженицына вся в его книгах, и это особенно ярко доказывает выставка. «Она — свидетельство его колоссального труда, феноменальной требовательности к себе», — сказала Антонова.

«Почти все сочинения Александра Солженицына написаны от руки. Главное — это его рукописи. Неудивительно, что было много потерь. Удивительно, что очень многое сохранилось. Рукописи Солженицына становятся памятниками веку, тяжелому времени, которое прожила наша страна», — добавила вдова писателя Наталья Солженицына.

«Выставка актуальна, и сегодня много сложностей. Мы назвали ее так не случайно. “Из-под глыб” значит из-под завалов лжи, провалов исторической памяти», — заметила Солженицына.

Выставка представляет детские и юношеские опыты Солженицына на литературном поприще. Особый интерес вызывают чудом сохранившиеся рукописи военных и тюремно-лагерно-ссыльных лет. Визуальный ряд дополняют телогрейка и нашивки с номерами зека, тайно вывезенные Солженицыным из лагеря после освобождения в «вечную» ссылку в Казахстан.

Среди экспонатов — сделанные автором машинописные перепечатки рассказа «Один день Ивана Денисовича» и романа «В круге первом». Отдельный раздел посвящен творческой работе Солженицына в условиях запрета его произведений и имени на родине в 1966-1974 годах. Это рукопись повести «Раковый корпус» и самый важных экспонат — рукопись легендарной книги «Архипелаг ГУЛАГ». Еще один раздел выставки полностью посвящен работе писателя над эпопеей «Красное колесо». На выставке отражены и возвращение Солженицына на родину после двадцатилетнего изгнания, и труды последних лет его жизни. Здесь можно видеть рукописи не только художественных произведений: рассказов, прозаических миниатюр /крохоток/ и эссе из «Литературной коллекции», но и публицистические книги и статьи, посвященные актуальным проблемам общественной жизни России.

Украшение выставки — мемориальные вещи: рабочие принадлежности писателя /очки, лупа, пенал с карандашами, печатная машинка/. В экспозицию также вошли картина Гавриила Гликмана «Матренин двор» и знаменитое полотно друга Солженицына Сергея Ивашева-Мусатова «Замок святого Грааля».

Выставку сопровождают 24 офорта Рембрандта из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.