Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
12 декабря 2013, источник: РИА Новости, (новости источника)

«12 лет рабства»: Соломон не сразу освобожденный

О фильме «12 лет рабства» — в материале проекта Weekend.

В российский прокат выходят «12 лет рабства» — новый фильм автора «Голода» и «Стыда» Стива МакКуина вновь с Майклом Фассбендером, на этот раз в роли рабовладельца. Помимо него, плохих и не очень «белых» сыграли Бенедикт Камбербэтч, Сара Полсон и Брэд Питт. Еще одно, после «Джанго», киновысказывание на болезненную для Америки тему не уступает тарантиновскому фильму ни актерским составом, ни экстраординарностью истории и, скорее всего, также получит пару-тройку оскаровских номинаций. Не достает лишь ироничного тона – МакКуин как всегда натуралистичен и как никогда серьезен.

Рассказанная в фильме история случилась на самом деле в середине XIX века: свободный и образованный чернокожий уроженец Нью-Йорка, музыкант, примерный семьянин и отец двоих детей Соломон Нортап согласился на заманчивое предложение о подработке и отправился в Вашингтон.

Работодатели оказались похитителями, Соломона заковали в цепи, посадили в трюм корабля и отправили на юг, где продали в рабство на одну из плантаций. В неволе он провел в общей сложности 12 лет, а после освобождения описал пережитое в автобиографии, которая вышла в свет за несколько лет до начала Гражданской войны.

Роль Соломона Нортапа в фильме исполнил Чивитель Эджиофор.

Впервые МакКуин снял кино на тему, по которой в наши дни двух мнений быть не может, а потому режиссер не говорит о том, что такое хорошо, а что такое плохо, а показывает, почему. Зрелище местами непростое, но поучительное и выполненное с маккуиновской фирменной филигранностью кадра, крупными планами и обилием телесного.

Здесь даже на первый взгляд положительные персонажи, вроде сердобольного плантатора в исполнении Камбербэтча, на поверку оказываются ничем не лучше откровенного психопата и живодера Майкла Фассбендера – а то и хуже. Его персонаж, исступленно избивающий слуг хлыстом и относящийся к ним как к товару, за который «уплочено», а потому делать можно, что угодно, чуть ли не честнее всех прочих, кто помогает, продолжая при этом существовать внутри рабовладельческой системы и являясь ее частью.

Тон фильма настолько категоричен, что становится немного стыдно даже за смех над фразой, которую бросает вернувшемуся из поездки в город плантатору его жена: «Ну что, купил ниггеров?» Запретное слово на букву «н» здесь звучит не реже, чем в «Джанго» — и это не тарантиновский вызов, а историческая необходимость.

Соблюдая достоверность, МакКуин бичует рабовладельческий строй, показывая все грани человеческого падения и разложения личности, причем по обе стороны баррикад – несвобода развращает не меньше, чем вседозволенность. Упрекнуть трудно разве что героя Бреда Питта – канадского плотника-философа, совершающего единственный за весь фильм благородный поступок и как две капли воды похожего на Бориса Гребенщикова.

Наталия Григорьева

Почему комментарии платные?

Уважаемый читатель!

Мы ввели платную подписку на комментарии, чтобы удерживать общение пользователей в уважительном русле, исключив оскорбления, провокации, ненормативную лексику, а также спам, флуд и другие виды неконструктивного диалога. Чтобы добавлять собственные комментарии, необходимо оплатить подписку.