Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Агрессивный хардлайнер: как в США встретили нового посла РоссииС назначением Анатолия Антонова новым послом России в США в Вашингтоне начнется новая, более агрессивная глава российской дипломатии
16 декабря 2013, источник: ТАСС

Государственный музей А.С.Пушкина впервые представил в Москве выставку вееров

МОСКВА, 16 декабря. /Корр. ИТАР-ТАСС Маргарита Глухова/. Выставка «Искусство навевать прохладу» открылась в столице в Государственном музее А.С.Пушкина. Экспозиция, в которую вошли более 100 вееров из коллекции музея, посвящена истории бытования этого аксессуара в России 18-20 веков

«Коллекция сравнительно молодая. Хотя начало ей было положено в 1960-х годах, основной массив был собран именно за последние годы, а некоторые любопытные экспонаты получены нами прямо во время подготовки выставки, — рассказал директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Богатырев. — Нам хотелось рассказать историю жизни веера в России, показать, что представляло из себя искусство навевать прохладу».

Богатырев отметил, что «по своему составу, разнообразию и ценности эту экспозицию можно назвать уникальной». В нее вошли более 100 выдающихся образцов веерного искусства из Франции, Голландии, Германии и Англии, самые ранние из которых относятся к середине 18 века. Авторами редких экспонатов, изготовленных из перламутра, слоновой кости, страусиных перьев, шелка, расписанных вручную, были художники, виртуозные резчики, талантливые декораторы своего времени.

Экспозиция выстроена в хронологическром порядке. Здесь можно увидеть и свадебные веера, которые традиционно было принято дарить по случаю торжества, и театральные, на которых актеры писали себе подсказки — части сложных арий или диалогов. Посетители могут рассмотреть итальянский веер 1790-х годов с изображением фресок из Геркуланума и Помпей, китайский веер «Цветущее персиковое дерево» 1870-х годов, веера с голландскими пейзажами и бытовыми зарисовками.

Особого внимания, по словам куратора выставки и хранителя коллекции Ирины Сафоновой, заслуживают веера пушкинской эпохи, некогда принадлежащие современникам и даже близким поэта. «Они переходили от поколения к поколению уже в качестве семейных реликвий и обладают исключительной исторической ценностью», — добавила Сафонова. Среди них веер, предположительно, принадлежащий дочери поэта Наталье Меренберг, веер внучки Пушкина Марии, веера из семей Орловых, Кривцовых, Нащокиных.

Важный акцент сделан на веере как на предмете коммуникации. В России к середине 19 века из сугубо утилитарного предмета дамского туалета он превращается в орудие кокетства и средства невербального общения. «О знаменитом языке веера, при помощи которого общались в салонах и на балах дамы и их кавалеры, написано не мало научных трудов. Именно благодаря этому хрупкому и уточненному аксессуару возникали влюбленности, плелись интриги, заключались браки. Веера — свидетели многих событий», — отмечает Богатырев.

Для придания экспозиции завершенности в залах музея вместе с веерами разместились дамские наряды из коллекций историка моды Александра Васильева и культурного фонда «Национальный музей моды». А так же предметы мебели, модные картинки и журналы прошлых веков, портреты, хроника петербургской и московской жизни в графике и фотографии из собрания Государственного музея А.С. Пушкина, а также «Московского дома фотографии».

Здесь отдельного внимания заслуживает гравированное приложение к «Энциклопедии наук, искусств и ремесел» Дени Дидро и Жана-Лерона Д’Аламбера 1773 года. В нем на четырех листах подробно, с комментариями, проиллюстрирован весь процесс производства складных вееров с бумажным, пергаментным или шелковым экраном.

Таким образом, «некоторые фрагменты выставки представляют целостные жанровые зарисовки и исторические сюжеты», — резюмировала Сафонова.

Выставка «Искусство навевать прохладу» продлится до 7 апреля 2014 года.