Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
17 декабря 2013, источник: m24.ru, (новости источника)

Шекспир от Уидона: оттенки тьмы и сексуальные намеки

На прошлой неделе в прокат вышел фильм «Много шума из ничего» известного режиссера, сценариста и продюсера Джосса Уидона. Обозреватель M24.ru расскажет, чего ждать от новой кинокартины

Режиссер, сценарист и продюсер Джосс Уидон – человек хорошо известный среди киноманов и гиков. Создатель «Баффи», «Светлячка» и «Кукольного дома», уже благодаря этим трем сериалам приобретший культовый статус, в последнее время, как будто бы игнорируя общую тенденцию, переключился с телевидения на большое кино. Надо сказать, вполне успешно: спродюсированный Уидоном фильм ужасов «Хижина в лесу» стал одним из самых необычных хорроров десятилетия, а снятый им в качестве режиссера марвеловский комиксоид «Мстители» оказался настолько удачным, что его сборы в прокате аж втрое превысили двухсотмиллионный бюджет.

Джосс Уидон популярен настолько, что уместно говорить об «армии» преданных фанатов. Его дорога к успеху, впрочем, не была устлана розами — в молодости ему, как и Квентино Тарантино, пришлось подрабатывать в видеопрокате и в течение долгих лет трудиться в качестве «сценарного доктора». Но зато теперь в его гениальности мало кто усомнится – во всяком случае, вслух. Поэтому вполне естественно, что в итоге Уидон решил замахнуться на… ну да, конечно же, — на одного из величайших авторов, когда-либо писавших на английском языке. На него, на Уильяма нашего Шекспира. В качестве побудительного мотива Уидон рассказывает о том, что обнаружил в комедии Шекспира «Много шума из ничего» оттенки «тьмы» и не до конца раскрытые сексуальные намеки. И то, и другое он показал в своей экранизации. Увы, очередной культурной революции от Уидона, которую так ждали и в которую так верили фанаты, не случилось.

Занятый одновременно в нескольких проектах, Джосс Уидон не смог уделить экспериментальному проекту достаточно времени: съемки экранизации одной из самых известных шекспировских комедий заняли у него всего лишь 12 дней. Они проходили в доме самого Уидона в Санта-Монике. Чтобы не усложнять себе жизнь и максимально сократить расходы, Уидон решил отказаться от всего лишнего, а именно от средневековых нарядов, пышных декораций и цвета. Подобно современным российским чиновникам из мирзоевского «Бориса Годунова», шекспировские персонажи щеголяют здесь в современных костюмах и платьях. Камера – ручная. Цвет – черно-белый. Хотя для такого минимализма есть, как будто, объективные причины, перечисленные выше, но истинная причина, скорее всего, кроется в другом. Шекспировские пьесы всегда были лучшими объектами для удовлетворения режиссерских и актерских амбиций. «Много шума из ничего» стала таким объектом и на этот раз. Всю жизнь проработав сценаристом и ставший знаменитым именно благодаря своим неординарным сценариям, Уидон, похоже, всерьез решил переключиться на режиссуру. А что может продемонстрировать талант режиссера лучше, чем такая скромная постановка?

Начало многообещающее: немая сцена. Наутро после первого свидания, мужчина тихо собирает свою одежду, чтобы не разбудить спящую женщину. Когда он выходит, она открывает глаза. Мужчина – Бенедикт, женщина — Беатриче. Теперь отношения любви-ненависти и комические перепалки между двумя самыми забавными персонажами комедии обретают второй смысл: оказывается, Бенедикт и Беатриче – бывшие любовники. Их тянет друг к другу, но в то же время каждый боится проявить инициативу и показать, насколько ему дорог недавний партнер. Неплохо, но, сказать по правде, мало что прибавляет к шекспировскому тексту: Бенедикта и Беатриче в любом случае тянет друг к другу, а уж какова предыстория и была ли она, не столь важно. Точно таким же необязательным оказывается и другой уидоновский трюк: недолго думая, он обращает одного из второстепенных персонажей в девушку, добавив к шекспировским мизансценам пусть скромный, но постельный эпизод. Как и в случае со свиданием Беатриче и Бенедиктом, он ровным счетом ничего не меняет: хотя иногда кажется, что счастье в любви зависит от нелепого и случайного стечения обстоятельств, но, на самом деле, оно предопределено заранее высшими силами, и человек не в силах ни приблизить его, ни избежать.

Что же до «темных» мотивов, увидеть которые поклонники Уидона, конечно же, мечтали в первую очередь, то здесь замысел режиссера (а также сценариста, продюсера и даже автора музыки к фильму) и вовсе остается не раскрыт. Давно известно, что комедии Шекспира отличает от его трагедий лишь финал: если в конце одних все герои гибнут, то в конце других – женятся. Однако юмор в «Гамлете» усмотреть куда проще, чем «тьму» в «Много шума…» — во всяком случае, Уидон, который было пообещал нам продемонстрировать открывшуюся ему мрачную сторону веселой шекспировской истории, сохранил свое знание при себе, так и не поделившись со зрителями. В итоге, мы имеем всего лишь еще один не самый удачный (несмотря на блестящую игру актеров) и очень амбициозный проект, основанный на шекспировской пьесе (которая при этом была сокращена примерно на треть). Проект в меру интересный, в меру талантливый, но надежд не оправдавший. Впрочем, репутации Уидона неудача вряд ли повредит: во-первых, фанаты любой его проект принимают «на ура», даже не самый удачный, во-вторых — знаменитый сценарист и продюсер уже готовит к выходу продолжение «Мстителей» и новый сезон сериала «Агенты Щ.И.Т». Если все получится (наверняка!), то о коротком шекспировском эксперименте попросту забудут, как будто его и не было.

Максим Эйдис

Почему комментарии платные?

Уважаемый читатель!

Мы ввели платную подписку на комментарии, чтобы удерживать общение пользователей в уважительном русле, исключив оскорбления, провокации, ненормативную лексику, а также спам, флуд и другие виды неконструктивного диалога. Чтобы добавлять собственные комментарии, необходимо оплатить подписку.