Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
20 декабря 2013, источник: Газета.Ру

Новые старые шедевры

В запасниках Третьяковской галереи обнаружена картина голландского художника XVII века, ученика Рембранта Якоба Андриаса Баккера. «Газета.Ru» вспоминает громкие случаи искусствоведческих и исторических казусов с полотнами великих живописцев.

Полотно «Девушка с нотами» ранее приписывалось русскому живописцу XVIII века Петру Нестерову: искусствоведов сбивала с толку надпись на оборотной стороне картины, а кроме того — отсутствие других работ этого живописца. Но новые исследования показали, что надпись сделана не рукой автора — вероятнее всего, её оставил владелец полотна Е.М.Фейтельберг, который коллекционировал работы голландских живописцев.

Эксперты заявили, что картина была написана на полтора века раньше, в 30-е годы XVII века, а автором, предположительно, был портретист Якоб Андриас Баккер — ученик Рембрандта и видный представитель голландской школы живописи.

Третьяковская галерея, крупнейшее собрание русской живописи, планирует оставить полотно голландского мастера у себя, а пока показывает «Девушку с нотами» на выставке одной картины.

В последние годы с развитием науки и внедрением новых технических методик в искусствоведении начался бум на сенсационные находки очередных шедевров великих мастеров прошлого. «Газета.Ru» выбрала несколько особенно громких случаев, когда установление подлинного авторства меняло судьбу полотен и ситуацию на художественном рынке.


Микеланджело

Великий мастер эпохи Ренессанса, столь плодовитый в пластике и настенной живописи, оставил после себя очень мало художественных полотен. Тем не менее его рьяный поклонник, искусствовед и реставратор Антонио Форчеллино активно занимается поисками утраченных картин Микеланджело и уже обнаружил несколько, описав процесс поисков в книге «Утерянные работы Микеланджело» («The Lost Michelangelos»).

Так, например, Форчеллино утверждает, что панно с изображением распятого Христа и Девы Марии, которое почти столетие провисело на стенах Оксфордского университета и приписывалось современнику великого творца Марчелло Венусти, является подлинником Микеланджело. Если Форчеллино прав, стоимость картины может возрасти до $150 млн. Сейчас панно сняли со стен университета и передали на хранение и экспертизу музейщикам.


Леонардо Да Винчи

Неизвестные ранее картины Да Винчи то и дело возникают по всему миру. Великий мастер, ученый и философ прожил долгую и плодотворную жизнь. Он в отличие от Микеланджело оставил после себя множество полотен. Например, загадка «Моны Лизы» до сих пор будоражит умы искусствоведов, музейщиков и коллекционеров, ее копии то и дело проверяются всевозможными способами на предмет принадлежности кисти гения.

Неудивительно, что искусствоведы могут и «пропустить» шедевр Да Винчи, не заметив его.

В 1998 году на аукционе «Кристис» был продан женский портрет в профиль. Специалисты определили, что автором портрета, выполненного мелом на пергаменте, является немецкий художник XIX века (предположительно Шнорр фон Карольсфельда). Картина была продана за 12 тыс. фунтов стерлингов. Покупатель – арт-дилер Питер Сильверман – был уверен, что рисунок был написан мастером эпохи Возрождения и провел экспертизу. Она показала, что работа выполнена намного раньше предполагаемого XIX века – в XV-XVII. Это позволило Сильверману утверждать, что он владеет работой Да Винчи. Научный мир разделился и споры вокруг авторства «Портрета юной невесты», как еще называют рисунок, продолжаются до сих пор, а цена рисунка возросла до 10 млн фунтов стерлингов.


Рембрандт

Художественное наследие голландского живописца Рембрандта не ограничивается многочисленными шедеврами. Он стал основоположником целой школы живописи: имел множество учеников, которые считали его манеру канонической и копировали технику учителя. Причем иногда копировали настолько тщательно, что современные искусствоведы не могут определить, где полотно самого Рембрандта, а где — его учеников.

Существует целая организация, занимающаяся аутентификацией работ Рембрандта ван Рейна — Rembrandt Research Project. Специалисты общества исследуют полотна голландских художников по всему миру. Например, полотно в Королевском музее искусств Антверпена «Портрет пастора Свальмиуса» долгое время приписывалось другому голландцу Говерту Флинку. Сотрудники RRP, проведя анализ картины, определили, что этот портрет выполнил всё же Рембрандт — после чего наследие великого мастера в списках Rembrandt Research Project составило 310 полотен, а стоимость «Портрета пастора Свальмиуса» выросла с 1 млн до €20 млн.


Караваджо

Азартные ученые в поисках подлинных шедевров обращаются не только к малоизвестным полотнам — их пристального внимания удостаиваются и известные широкой общественности работы.

Примером тому может служить история с достаточно известной искусствоведам и музейщикам коллекцией из сотни рисунков в итальянском замке Сфорца. Раньше предполагалось, что автором является учитель Караваджо — Симоне Петерцано. Историки искусства Маурицио Бернарделли Куруз и Адриана Конкони Федриголли нашли на рисунках фрагменты, которые можно увидеть на более поздних полотнах Караваджо. Так как после Караваджо осталось очень мало работ, открытие стало поистине сенсационным. Однако более осторожные ученые не торопятся соглашаться с версией Бернарделли и Федриголли, предпочитая дождаться результатов многочисленных технико-технологических экспертиз. А между тем коллекция рисунков, принадлежащая Милану, тут же была оценена в €700 млн. Автор: Наталия Митюшева