Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
20 декабря 2013, источник: УралПолит.ру, (новости источника)

Алексей Пьянков: план работы МУГИСО выполнен на 142 %

Министерство по управлению 
госимуществом 
Свердловской области пережило год в боях: шло бурное обсуждение подготовки Облкоммунэнерго к акционированию, споры о передаче неразграниченных земель Екатеринбурга в управление ведомства, дискуссия о продаже птицефабрик. Министр Алексей Пьянков в интервью «УралПолит.Ru» подвел первые итоги работы.

Министерство по управлению 
госимуществом 
Свердловской области пережило год в боях: шло бурное обсуждение подготовки Облкоммунэнерго к акционированию, споры о передаче неразграниченных земель Екатеринбурга в управление ведомства, дискуссия о продаже птицефабрик. Министр Алексей Пьянков в интервью «УралПолит.Ru» подвел первые итоги работы.

Алексей Валерьевич, сейчас уже можно оценить, насколько в этом году удалось выполнить бюджет по доходам от управления госимуществом?

Могу сказать, что план не только выполнен в полном объеме, но и перевыполнен на 42 %, общая сумма превысила 1 миллиард 150 миллионов рублей. Перевыполнение плана по доходам от аренды недвижимости – на 119 %, от продажи земельных участков, права на которые не разграничены (в том числе по Екатеринбургу) – на 122 %, от арендной платы и продажи земельных участков, которые принадлежат Свердловской области, – на 45 %.

Основной статьей доходов обычно становятся доходы от приватизации, а в этом году вы приняли решение отложить акционирование птицефабрик.

Приватизацию предприятий птицепрома мы решили перенести на следующий год, потому что видим текущее состояние рынка. В Челябинской области выставлена птицефабрика, по объемам аналогичная одной из наших – на нее нет покупателя. В этом году была, как сейчас модно говорить, серьезная турбулентность на рынке зерна, это отразилось на рентабельности, которую получали наши предприятия. Инвесторов сдерживает отсутствие понимания по перспективам рынка. В такое время продавать активы было бы неправильно: мы существенно потеряем в цене предложения.

Перенос сроков приватизации не мог не отразиться на доходах…

Изменения в программу приватизации на текущий год внесены, как и принята программа приватизации на следующий год. Но по договоренности с министерством финансов доходы от приватизации сразу планируются минфином к получению на конец финансового года. Поэтому то, что мы решили отложить приватизацию, не влечет за собой неисполнение каких-то других обязательств регионального бюджета. Мы просто перевыполняем план, компенсируем эту доходную часть и активы переносим на следующий год без проблем. Пусть лучше они работают и приносят прибыль: у нас все предприятия птицепрома по итогам года – кто-то в большей, кто-то в меньшей степени – принесут прибыль в областную казну. По предприятиям птицепрома окончательное решение не принято: может быть, они не будут проданы и в 2016 году.

В течение двух лет МУГИСО планировало продать ряд дорогих активов, в том числе гостиничный комплекс «Зеленая роща», санаторий «Курьи», контрольный пакет акций Ирбитского хлебопекарного завода, пять типографий и ряд других объектов, рассматривается вопрос продажи Нижнетагильского хлебокомбината. Остаются ли эти планы в силе?

Здесь колебаний рынка нет, мы просто видим, что намечается некая экономическая стагнация. В этой ситуации многие инвесторы аккуратно подходят к инвестициям, в том числе в реальный сектор экономики, они будут очень осторожно подходить к приобретению активов. Но пул предприятий, который мы сформировали на следующий год, уже на сегодняшний день имеет потенциальных покупателей. На нас выходили представители различных финансово-промышленных групп и интересовались, планируем ли мы это делать, потому что им нужно закладывать в финпланы на следующий год расходы на участие в аукционах.

Вы можете назвать этих претендентов и активы?

Интересуются типографиями – достаточно понятный, рентабельный бизнес, тем более многие из них прошли обновление и достаточно успешны. Есть интересанты на «Фармацию», на «Медтехнику».

Как в планах работы учитывается тот факт, что к 2016 году у области закончатся практически все активы, которые можно продать за адекватные деньги?

Есть поручение президента РФ, что государство должно выходить из активов несырьевого сегмента экономики. Государство – это менее эффективный собственник, чем частный инвестор. Лучше за хорошие деньги это продать, восполнить потребность бюджета для решения социальных задач, а управлять коммерческими организациями будет бизнес.

Пожалуй, главный актив с точки зрения акционирования – Облкоммунэнерго. Как решается вопрос подготовки пакета акций этого объекта?

В соответствии с утвержденной программой приватизации акционирование Облкоммунэнерго должно завершиться до 1 апреля 2014 года. В этом году основной задачей было обеспечение государственной регистрации прав на многочисленные сети теплоэлектроснабжения, канализационные сети. Там огромное сетевое хозяйство, тысячи объектов, разбросанных по территории всей области. Значительная часть из них не только находится в неудовлетворительном состоянии, но и не имела никаких правоустанавливающих документов. На начало года было зарегистрировано порядка 30 % от всего имущества, совместно с коллегами из Облкоммунэнерго в течение года мы довели этот показатель до 90 %. Проделана большая работа, на сегодняшний день мы не видим существенных причин, которые помешали бы завершить акционирование до 1 апреля 2014 года.

Какие активы входят в оставшиеся 10 % незарегистрированного имущества?

Например, сети в городе Артемовском.

Легендарный город, его проблемы пытались решить все три губернатора Свердловской области.

Легендарный город, легендарные, заведомо убыточные сети. Эти сети тоже обслуживает Облкоммунэнерго. На любой территории, где до этого десятилетиями копились проблемы, сети переданы Облкоммунэнерго, и они содержат эти сети. Поскольку ликвидные, рентабельные проекты ведутся или МУПами, или частными структурами.

Когда регистрация закончится, пакет будет выставлен на продажу?

Мы пока этот вопрос не рассматриваем, нужно сделать первый этап. Будет ли выставляться пакет, в каком объеме, на каких условиях – это уже вопрос вторичный.

Желающие приобрести его уже выходили на вас?

Пока пакета нет, поэтому никто не выходил. Позиция губернатора такова, что сначала нужно навести порядок в сфере сетевого хозяйства. Губернатор не ставил задачи искать потенциального инвестора или проводить роад-шоу.

Алексей Валерьевич, перейдем от темы акционирования к теме работы ГУПов. Какие показатели рентабельности в этом году?

Есть рентабельность и прибыльность, которая содержится в данных бухгалтерского учета. Условно говоря, прибыль может быть миллион рублей, но капитализация предприятия увеличилась за счет того, что мы часть полученной прибыли не зафиксировали для налогообложения, а направили на закупку нового оборудования. Или запаслись товаром на складе. Этим летом мы рекомендовали птицефабрикам, когда зерно упало в цене, не фиксировать прибыль, а закупать его. В ноябре цена на зерно опять пошла вверх, а у нас предприятия запаслись и могут идти сейчас с нормальной рентабельностью. Поэтому эти цифры относительны.

Как изменится работа МУГИСО учитывая большой дефицит бюджета Свердловской области?

В рамках тех приоритетов, которые были сформированы губернатором, мы существенно урезали расходы: программа управления госсобственностью на 2014 год похудела более чем на 200 миллионов рублей. Полностью отказались от всех непрофильных расходов, от ремонта объектов государственной собственности, ужались (насколько это возможно) во всех расходах, связанных с проведением оценки, кадастрирования, технических работ, оставили только самое необходимое.

Если говорить о расходах МУГИСО – каждый год при обсуждении бюджета поднимается вопрос о финансировании горнолыжного комплекса «Гора Белая». Комплекс, лоббистом которого выступал Эдуард Россель в период работы губернатором, до сих пор не стал достаточно популярен у горнолыжников, чтобы приносить прибыль. Планируется ли пересмотр трат регионального бюджета на поддержание работы ГЛК «Гора Белая»?

Говоря об объектах культуры и спорта, мы изначально должны исходить не из финансовых показателей, а из удовлетворения социальных потребностей. А то с такими подходами мы закроем все музыкальные и спортивные школы, потому что ни один из этих объектов не генерирует прибыль. Актив, на самом деле, востребован. Другое дело, что юридическая схема управления активом была излишне забюрократизирована, поскольку само имущество было закреплено и принадлежало ООО «Гора Белая», часть акций принадлежала Свердловской области, другая часть – ООО «Сединтаг». Второй акционер сдавал имущество в аренду государственному бюджетному учреждению, которое подведомственно Минспорту, а оно в свою очередь платило аренду этой непонятной прокладке. Поэтому мы в текущем году консолидировали пакет акций в 100 % у Свердловской области и приняли решение о ликвидации данного ООО. По результатам ликвидации мы эту прокладку уберем, имущество примем в казну Свердловской области закрепим за государственным бюджетным учреждением. Таким образом оптимизируем систему управления и минимизируем налоги.

Не планируется ли акционирование и этого актива?

Нет, объект не подлежит приватизации ни в какой мере.

Тема передачи контроля над неразграниченными землями стала одной из главным тем для МУГИСО в этом году. Как говорят структуры, исторически близкие администрации Екатеринбурга – в том числе СРО «Гильдия строителей Урала», уже заявлено, что из 19 тысяч гектаров было реализовано на торгах только 8,31 гектара. Как в реальности обстоит дело?

Мы сейчас идем на перевыполнение плана, и стандартную сумму, которую получали от реализации земли на уровне 800 миллионов рублей, мы точно обеспечиваем. Соответственно, городской бюджет и бюджет Свердловской области в этом году получат даже чуть больше денег от управления неразграниченными землями. Здесь ни провала, ни проблемы нет.

Но претензии все-таки есть?

Несомненно, идет настройка механизма вовлечения земель в оборот. Когда мы говорим о 1000 гектаров земли, не нужно огульно говорить обо всей земле. Например, возьмем мы где-то в Шабрах сформируем земельный участок в 300 гектаров, к которому нет ни сетей, ни дорог, ни понимания администрации города Екатеринбурга по развитию этой территории. Да, вроде бы сотни гектаров, но это будет профанация. Министерство же ставит перед собой задачу синхронизировать работу по вовлечению земли с планами администрации Екатеринбурга по развитию территории. Это наш совместный вопрос. МУГИСО не хочет и не будет никогда самостоятельно решать земельную политику в Екатеринбурге. Потому что вопросы градостроительства – это исключительно позиция муниципалитета.

Но о каких-то качественных успехах, которых не было в прошлом году, говорить можно?

Первые, небольшие шаги уже сделаны: мы впервые предоставили 20 земельных участков многодетным семьям в Екатеринбурге. Конечно, этого мало, но мы движемся вперед. До недавнего времени ни одна многодетная семья не получила ни одного участка. Мы эту категорию вынесли из общей очереди как одну из приоритетных и перенесли в категорию внеочередников. Сейчас серьезно прорабатываем вопрос выделения 106 гектаров в Сысертском районе, поселок Колос – не доезжая Кашино, по направлению к Черданцево. Проект планировки территорий уже подготовлен.

Около года назад МУГИСО была передана функция охраны памятников – ранее эта обязанность была возложена на министерство культуры и туризма. Как вы оцениваете изменение ситуации в этой сфере, занимается ли МУГИСО вопросами ответственности за разрушение исторических зданий, которые были уничтожены более года назад?

Мы не так давно вместе с представителями общественности подводили итоги. Во-первых, удалось полностью урегулировать процессы, связанные с оборотом объектов культурного наследия. Полностью регламентировали эту сферу, чтобы и владельцы, и общественность четко понимали последовательность действий органов госвласти и иных заинтересованных лиц, сроки, ответственность. Второй момент: если в прошлом году до момента передачи было возбуждено одно дело об административном правонарушении, то на сегодняшний день – уже тридцать. Мы стали активно привлекать застройщиков и иных физических и юридических лиц за нарушение законодательства при использовании объектов культурного наследия. Уже формируется некая правовая культура, и такого огульного отношения к памятникам нет. Нарушения были и будут, наша задача – постараться сделать неотвратимым наказание за разрушение памятника.

Как на практике проходит эта работа?

Нормально заработал департамент по контролю за объектами культурного наследия: объекты, которые привлекают наибольшее внимание общественности, наши представители посещают еженедельно, фиксируют состояние. Мы начали утверждать проекты зон охраны – это работа, которая ранее была в зачаточном состоянии.

Если говорить об известных объектах, на которых сейчас идут работы, – как вы контролируете реконструкцию Пассажа?

Был проект, он прошел экспертизу, мы не так давно провели обследование и направили в прокуратуру просьбу согласовать нам неплановую проверку на этом объекте. В целом информация, которая есть на сегодняшний день, свидетельствует, что работы ведутся в соответствии с выданным министерством культуры Свердловской области разрешением и утвержденным проектом. Хотя сейчас строительство идет на этапе конструкции, внешний облик мы оценить не можем, но хотя бы посмотрим, в каких условиях идет хранение тех фрагментов культурного наследия, которые подлежат сохранению.

А чем закончилась история с реконструкцией Оперного театра? Вы заявляли, что будет дана оценка процессу реконструкции Оперного.

Учреждение провело экспертизу, по результатам были выявлены замечания и направлены заказчику – Оперному театру. Насколько я знаю, там вопрос до конца не решен. Планируем в конце года сделать еще раз контрольную проверку – насколько эта работа выполнена.

Кстати, уже больше года ходят разговоры о создании правительственного медиахолдинга. Как вы можете прокомментировать это процесс сейчас?

В министерство – за период моей работы здесь – каких-либо предложений в установленном законом порядке о создании медиахолдинга не поступало, и сейчас их нет. Для того, чтобы мы начали вопрос рассматривать, необходимо предоставление соответствующих документов.