Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
21 декабря 2013, источник: РИА Новости

Далай-лама встретится в Дели с 1,5 тыс паломников из России

Далай-лама считает последователей тибетского буддизма, в том числе и буддийские народы России, духовными наследниками древнеиндийского университета Наланда.

ДЕЛИ (Индия), 21 дек — РИА Новости, Ольга Липич. Около 1,5 тысячи паломников из России приехали в Дели на учения Далай-ламы XIV, которые пройдут 21-23 декабря. Духовный лидер тибетского буддизма, распространенного в российских регионах, продолжит начатое год назад разъяснение философской поэмы мыслителя VIII века Шантидевы «Бодхичарья-аватара» («Путь бодхисаттвы») об альтруизме, совершит посвящение будды Акшобхьи («Непоколебимый») и ответит на вопросы россиян.

«Далай-лама считает последователей тибетского буддизма, в том числе и буддийские народы России, духовными наследниками древнеиндийского университета Наланда. Он особенно выделяет 17 пандит (ученых) этого университета, оказавших наибольшее влияние на развитие учения будды Шакьямуни. В их числе и Шантидева. Понимая это, организаторы учений попросили Его Святейшество даровать учения по главному труду Шантидевы — “Бодхичарья-аватара”, — сообщила РИА Новости директор фонда “Сохраним Тибет”, организующего учения, Юлия Жиронкина.

О глубине и важности поэмы, по ее словам, свидетельствует то, что Далай-лама трактует этот текст несколько лет, уделяя внимание каждой строфе. Начало его подробному изучению россиянами было положено на трехдневных учениях в Дели в декабре 2012 года.

Поэма об альтруизме

“Бодхичарья-аватара” показывает идеал бодхисаттвы — подвижника, всецело посвятившего себя служению другим и стремящегося ради этой благой цели к достижению полного просветления, состояния будды. На протяжении столетий этот текст служил источником вдохновения для поколений великих наставников буддизма и простых людей. “Если я хоть в какой-то мере постиг, что такое сострадание и путь бодхисаттвы, своим пониманием я целиком и полностью обязан этому тексту”, — писал о поэме сам Далай-лама.

Чтобы больше российских буддистов могли прикоснуться к учению Шантидевы о сострадании и терпении, по просьбе Далай-ламы поэма была переведена на русский язык и издана. К декабрю 2013 года выпущен дополнительный тираж. Кроме того, участникам учений в этом году будет передан в дар второй наиболее известный труд Шантидевы — “Шикшасамуччая” (“Собрание практик”), который Далай-лама советует изучать вместе с “Бодхичарья-аватара” как подробно поясняющий сказанное кратко в поэме.

“Современный мир до того погряз в конфликтах и страданиях, что каждый теперь мечтает о мире и счастье; эта мечта, к сожалению, увлекает людей в погоню за призрачными удовольствиями. Но все же есть просвещенные люди, кто, не найдя удовлетворения в том, что обычно преподносят нам зрение и иные органы чувств, обращается к глубокому размышлению и поиску истинного счастья”, — отметил Далай-лама.

Считается, что когда наставник зачитывает вслух классическое произведение по философии буддизма, слушатель не только воспринимает его содержание на интеллектуальном уровне, но и получает от учителя энергетический импульс, способствующий глубокому проникновению в его суть. Этот импульс буддисты называют “благословением линии преемственности”.

Буддизм в России и Далай-Лама

Буддизм — древнейшая мировая и одна из основных четырех традиционных религий России (признана в 1741 году указом императрицы Елизаветы Петровны). Сегодня в стране насчитывается свыше миллиона ее последователей. Наибольшая волна распространения буддизма на территории России была отмечена в XVI-XVII веках — среди калмыков, пришедших из западной Монголии через Сибирь в Поволжье, и бурят. Эти народы приняли буддизм тибетской школы Гелугпа, главой которой и является Далай-лама.

Буддисты считают Далай-ламу (в переводе — “Океан-учитель”) воплощением Авалокитешвары — будды сострадания. Далай-лама XIV (Лхамо Дхондруп, впоследствии Тэнзин Гьяцо) родился 6 июля 1935 года в деревушке Такцер на северо-востоке Тибета. В 1937 году он был признан реинкарнацией своего предшественника — Далай-ламы XIII, а в 1940 — возведен на престол.

После включения Тибета в состав Китая Далай-лама XIV в 1959 году переехал в Индию, где нашел пристанище в городе Дхарамсала. Там же обосновалось “тибетское правительство в изгнании”. За просветительскую деятельность в разных станах и миротворческие усилия Далай-лама удостоен в 1989 году Нобелевской премии мира.

В России Далай-лама бывал несколько раз с краткосрочными поездками, последняя (в 2004 году в Калмыкию) была однодневной. В последующие годы российские буддисты неоднократно выражали надежду в скором времени увидеть его в своих регионах с более продолжительным визитом, однако вопрос пока не удается решить, поскольку визиты духовного лидера Тибета в другие страны сопровождают ноты протеста со стороны Китая. Даже после того, как весной 2011 года Далай-лама сложил с себя политические полномочия главы “тибетского правительства в изгнании”, Пекин обвиняет его в стремлении добиться отделения Тибета от КНР.

С 2009 года Далай-лама проводит в Индии учения для буддистов, приезжающих из России, ежегодно в течение нескольких дней. Вначале они проходили в Дхарамсале на севере Индии, где расположена резиденция буддийского лидера, а с 2012 года по его решению перенесены в Дели, куда проще добраться слушателям из российских регионов.

Организаторы учений: Буддийский центр “Ринпоче Багша” (Бурятия), Центральный хурул “Золотая обитель Будды Шакьямуни” (Калмыкия), Объединение буддистов Тувы, Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма “Сохраним Тибет” (Москва).